Многие, наверное, видели по ТВ репортаж о том, как регистрируют автомобили в Германии. Самой главной “раздражающей” новостью стала та, что любая машина оформляется в течение 20 минут, при этом клиент распивает кофе. Ни один российский автовладелец не сможет похвастаться подобной оперативностью наших ОТОР — отделов технического осмотра и регистрации автомототранс-порта.
После того как обозреватель “МКмобиля” на собственной шкуре испытал заботу столичных регистраторов от Госавтоинспекции, надежда на лучшие времена сильно похудела. Нетрудно вспомнить, как каких-нибудь десять лет назад толпы автовладельцев бегали по районному отделению ГАИ, заполняя множество бумажек с многочисленными пятнадцатизначными счетами сбербанков, выстаивая длинные очереди сразу в несколько окошек, из которых слышался только “лай” усталых учетчиц. Буквально год назад я был приятно удивлен работой 3-го отделения МРЭО ЮВАО (Рязанский проспект, 1), когда пришлось снимать с учета отечественный автомобиль. Вся операция заняла не больше часа, даже с учетом пробежки до ближайшей сберкассы. Сдаешь в окошко документы, через пятнадцать минут получаешь заполненный на компьютере бланк заявления, остается оплатить и расписаться. Причем постановка на учет новой машины заняла около двух часов включая время, затраченное на визуальный техосмотр и получение госномеров.
Волею судьбы недавно пришлось снова заняться простейшей операцией — снятием с учета автомобиля. По старой памяти поехал на Рязанку, но оказалось, что там теперь этим не занимаются и меня направили в ближайший МОТОТРЭР (бывший ОТОР-2), что на улице Перерва, 21. Дурная слава об этом пункте закрепилась еще с тех времен, когда он занимался регистрацией иномарок чуть ли не половины районов Москвы. О длительности процедуры ходили легенды — поговаривали о ночных очередях с перекличками. В общем ничего хорошего ожидать не следовало. И действительно — предчувствия меня не обманули.
Прибыл в МОТОТРЭР в 10.30. Конечно, поздновато, если учесть субботний график работы учреждения с 9.00 до 15.00. Большое здание встретило строго по-чиновничьи. По коридору направо — зал для оформления отечественных авто. Человек 40 мирно сидели на всех имеющихся стульях, часть народа стояло у окошек, правда, “хвостов” не наблюдалось. Понять с ходу алгоритм своих дальнейших действий откровенно невозможно. Практически никакой внятной информации не существует. Первым делом стал внимательно изучать объявления, вывешенные на каждом окошке. Слава богу, читать умею. Быстро сориентировался, в какое из них нужно сдать документы. Оттуда ответили — ждите. В 11.15 по громкой связи меня вызвали. После 45 минут ожидания чуть не проспал свою фамилию. Кстати, за это время около пяти человек, не читающих объявлений, пытались выяснить у сотрудников учреждения — с чего начинать оформление. Наконец-то получил бланк заявления, квитанции на оплату и команду на въезд. Бегло просмотрел документ и заметил ошибку в номере отделения милиции, выдавшего мне паспорт, — мелочь. Спросил, где оплачивать. Ответили, что на улице, за углом. Не теряя времени, побежал в “сберкассу” — трехметровый закуток с окошком, как в обменном пункте, и очередью на улице. Стоять уже прохладненько, но надо спешить — скоро у НИХ обед (хорошо, что МОТОТРЭР сегодня работает без перерыва). Интересно, платежки заполнены на компьютере, а в графе “сумма” — просвет, и если вы этого не заметили, то уже у кассы начнете спрашивать, сколько нужно платить. Всеобщими усилиями, кассирши и очереди, наверное, сможете высчитать дорожный налог (нужно только знать мощность вашей машины и... тариф, который где-то должен быть вывешен). Причем вы справитесь с этим даже без калькулятора — вас ждут со всех сторон. Пару автовладельцев “сберкасса” осудила за неправильный расчетный счет (!), набранный на компьютере работниками МОТОТРЭР. Однако время уже около часа — быстрее к инспектору.
Въезжаю в ворота, за ними, метрах в ста, громадный ангар с четырьмя линиями, в трех — очереди. Встаю в конец. За час ожидания хорошенько осмотрелся. Курить нельзя, отходить от машины не рекомендуется, ведь ее надо периодически продвигать по линейке. Друг за другом выстроились иномарки, “Москвичи”, “девятки” и даже “Газель”. Все терпеливо ждут. Наконец-то подобрался к посту №1. Здесь на стоп-линии подходит инспектор, берет документы и спрашивает цель приезда. Операция мне нужна простейшая — сверить номера кузова и двигателя с паспортом и данными в заявлении, поставить “колотушку” о проведенной проверке и отправить в окошко сдавать номера. Оказывается, не все так просто. Сначала нужно сдернуть воздушный фильтр (на “десятке”), чтобы прочитать номер двигателя, да еще протереть его тряпкой для удобства служивого. Хорошо — машина почти новая, а то бы бегал, как многие, в поисках шкурки “нулевки” для подномерной площадки, покрывшейся от времени рыжим налетом. Пока я всем этим занимался, моя линия встала. Инспектора подходили один за другим, но никто не брал документы, чтобы поставить отметку. На часах уже 14.15. Получил заветную печать. Выгнал машину, побежал к окошку, где мне сказали, что сдавать все бумажки нужно на выезде из ангара специальному старшему инспектору. Бегу назад, обнаруживаю необходимую будку... и вижу трех утомленных автовладельцев с документами на руках. В “стакане” никого. Подошел молоденький лейтенант. Зря, говорит, ждете, больше приема не будет, до трех времени осталось мало (“всего” 45 минут), и оформить вас не успеют. Все трое ринулись в главный корпус, где стали упрашивать инспекторов взять готовые заявления. Однако никому протолкнуть свои бумаги не удалось, ответ был один: приходите во вторник (ближайший рабочий день организации).
Спешу сообщить, что мне все же удалось спихнуть свои документы, воспользовавшись журналистскими связями. Еще один владелец “сорок первого” тоже умудрился вписаться в режим МОТОТРЭР, кажется, сбегав к начальнику. Как он его убедил — загадка. В 14.55 меня вызвали к окну, забрали номера и попросили последнюю подпись... Вот здесь была еще одна засада: ручка в машине, другую же мне не дала, что-то вежливо пробубнив, симпатичная девушка в строгом черном костюме в окне. Пришлось пометаться по залу, где осталось человек пять. В это время один автовладелец, получая документы, пообещал пожаловаться на сотрудников учреждения за то, что он сдал все бумаги в девять часов утра, а получает их в три. Другой “счастливец” обнаружил в регистрационном свидетельстве “мелкую” ошибочку (вместо ВАЗ-2105 стоял ВАЗ-2106) и пытался выяснить, что ему говорить инспектору на дороге в оправдание.
И вот в 15.05 я благополучно вышел через запаснЫй выход (основной уже был закрыт решеткой) с “транзитниками” под мышкой и усталый, голодный, но непобежденный поплелся к своему одиноко стоящему автомобилю без номеров. Осталось только приклеить бумажные номера на стекло. Эх, жаль, не взял с собой скотча...
Теперь, правда, разрешено регистрировать автомобили в любом столичном отделении Госавтоинспекции, но где гарантия, что оно не окажется таким же, да еще будет иметь необходимую базу для проведения “инструменталки” (если ваш авто уже старше пяти лет)?..