Многие россияне по ряду причин не могут позволить себе купить новый — пусть даже отечественный — автомобиль. А ездить (и не на общественном транспорте) им тоже хочется. Еще известно, что учиться водить лучше всего на старой “помойке”, которую и “убить” не жалко. К тому же есть реальный шанс в совершенстве изучить материальную часть автомобиля на практике.
И не стоит забывать о любителях “побомбить”, постоянно присутствующих на улицах наших городов.
Итак, решено — покупаем “копейку” (на сегодняшний день подобный раритет найти сложно, но можно, стоит только постараться). Под этим названием можно объединить сразу несколько отпрысков Волжского автозавода: ВАЗы-2101/21011/21013. Следует сразу расставить все точки над i. Автомобили сняты с производства в конце 80-х — начале 90-х и, следовательно, проходили по нашим дорогам уже как минимум 13 лет. Комплектовались они в разное время двумя типами двигателей: 1,2 и 1,3 литра. То, какой из них будет на выбранной вами машине, принципиального значения не имеет. Во-первых, разница в мощности несущественна, а во-вторых, у них есть ряд достоинств, полностью растерянных их потомками, основное из которых — качество сборки. Не стоит пугаться возможной ветхости деталей кузова и других узлов: они вполне взаимозаменяемы с теми, что производят для “классики” сегодня, ведь в основе всего семейства лежит все тот же Fiat 124. Если машина была под присмотром и пробег на ней небольшой, то смело можете рассчитывать на год-полтора беспроблемной езды, а потом, конечно же, придется раскошелиться на некоторый ремонт.
Первый же вопрос, который возникает: где можно присмотреть еще “живой” раритет? Однозначного ответа вам никто не даст. Самый идеальный вариант — автомобиль из-под дачника или бережливого и аккуратного пожилого человека, не садящегося за руль по состоянию здоровья. Правда, такие варианты — подарок фортуны. Но чудеса, как известно, происходят и в наши дни. Подобные конфетки сразу же меняют хозяина независимо от цены — все равно она невысока. Продаются машины такого типа чаще всего через знакомых, и найти их по объявлению или на рынке шансов практически нет. Так что, если вам предложили купить что-то подобное и это совпадает с вашими запросами, не откладывайте осмотр в долгий ящик, а не мешкая берите быка за рога. Скорее всего эта машина с небольшим пробегом, несмотря на возраст, хранилась в гараже и зимой за его пределы не выезжала, все детали — “родные”, что тоже немаловажно. Алгоритм осмотра авто практически одинаков, так что его мы приведем ниже. Стоит сказать несколько слов о стоимости. Для машин такого возраста существует ценовой потолок — примерно 1 000—1 200 “баксов”. Если продавец — ваш знакомый или родственник, то рассчитывайте на скидку не более 20%. И поверьте, эта машина скорее всего указанных денег стоит.
Следующая группа продавцов — молодые люди и отцы семейств с небольшим водительским стажем, решившие сменить авто на более свежий. Вероятней всего, несколько лет назад их машина принадлежала представителям первой группы. Конечно же, за машиной следили, но уже не так тщательно, как деды-дачники, да и ездили на ней, наверное, круглый год. Продаются подобные экземпляры по объявлению в газете или через Интернет. Надо сразу сказать, что на авторынок нечего даже и соваться — такое старье там днем с огнем не найдешь. Но есть шанс найти что-то стоящее в выходной день перед входом. Оптимальный вариант — газета: там выбор побольше, да и не все еще в нашей стране настолько продвинуты, чтобы пользоваться электронной паутиной.
Машина этой группы, как правило, скрывается за объявлениями, где написано, что она в очень хорошем, просто хорошем или в состоянии “супер”. Такие автомобили можно отличить по внешнему виду: как правило, на них подкрашены некоторые кузовные детали, иногда они могут быть заменены. В этом случае стоит поинтересоваться, по какой причине произошли перемены, и проверить кузов очень внимательно. Вообще, внешний вид “копейки” из этой группы чаще всего существенно разнится с обликом ее сестры из уже описанных выше дачных экземпляров. Она чаще всего похожа на елочную игрушку, хоть сейчас бери и вешай. Изменения обычно касаются только салона: например, установлены другие сиденья, реже — отличаются детали подвески, двигателя и тому подобное. Множество различных молдингов, шторок на заднее стекло и других разнообразных прибамбасов украшают “старушку” от колес до крыши. Здесь следует обратить внимание на то, давно ли “украшения” находятся на своих местах. Если пыль лежит слоями, то все в порядке, просто владелец наделен склонностью к украшательству, и его следующая машина тоже будет выглядеть подобным образом. Но если же окажется, что “игрушки” висят недавно, а продавец владеет автомобилем уже долгое время, то надо насторожиться — скорее всего яркие “примочки” призваны отвлечь ваше внимание от какого-нибудь серьезного дефекта.
Хотя вариант не самый плохой, так как на практике оказывается, что все ремонты-доделки автомобиля оправданы — иначе машина уже не ездила бы. Торг уместен и имеет важное значение. Посмотрите, как ведет себя продавец. Если он быстро, без долгих раздумий отвечает на все ваши вопросы, то скорее всего ничего не утаивает и сам заинтересован в скорой продаже машины. Начинает темнить — сами понимаете. Еще одна особенность: ценовой диапазон этой группы автомобилей — от 800 до 400 долларов, некоторые экземпляры продаются еще дешевле, но только в том случае, если машина не нужна совсем и лишь занимает лишнее место и время.
Третья и последняя группа продавцов торгуют автомобилями, находящимися в довольно плачевном состоянии. Точнее, его можно назвать “состоянием клинической смерти”. Детали кузова уже не то что тронуты ржавчиной, а изъедены ею. Двигатель чаще всего дымит, да и вся машина “сыплется”, как созревшие яблоки осенью. Покупка такого экземпляра может быть оправдана только тем, что вам необходимы хоть какие-то “колеса” на несколько месяцев (больше она без серьезного и дорогостоящего ремонта не проездит), или если вы решили обучить вождению свое чадо. Готовьтесь к тому, что через полгода, максимум год, вам придется утилизировать “старушку” по причине ее тотальной и безвозвратной “кончины”. Такая “копейка” обойдется вам в 400 долларов и даже меньше. Пожалуй, эту манипуляцию и покупкой назвать нельзя, ей больше подойдет определение “аренда на длительный срок”. Торговаться здесь можно смело, опуская цену до любого разумного и неразумного предела, — хуже не будет.
Пробный обзвон по объявлениям показал, что продавцы очень сильно лукавят, преувеличивая достоинства своего авто. Например, один из них написал о машине: состояние “супер”, много нового. На деле оказалось: много нового — это свежее железо, переваренное по кругу и уже начавшее ржаветь, 1,5-литровый двигатель 1998 года выпуска, прошедший половину ресурса, изношенные подвеска и ходовая. Кстати, цена была немаленькая — $950. Или другое объявление: ВАЗ-21013 в хорошем состоянии, все “родное”, 600 долларов. Под этой личиной скрывалась “копейка”, выехавшая за ворота завода
18 лет назад, с дырами в днище, гнилыми порогами и крыльями. Движок на ней уже дымил и заводился с четвертого раза. За 300 “баксов” предлагали полностью “убитую” машину.
…В общем, все продавцы, с которыми мы связались, завышали цену минимум на 25% и зачастую предлагали откровенную рухлядь, которую через несколько месяцев можно выбрасывать. Ни разу корреспондентам “МКмобиля” не предложили достойный экземпляр, так что если вы действительно намереваетесь купить старую “копейку”, то приготовьтесь к длительным поискам.