Сегодня в нашей стране сформировался особый класс автомобилистов, если их можно так назвать. Это люди, занимающие определенное место в обществе. Они очень хорошо обеспечены материально и в силу весьма понятных обстоятельств вынуждены опасаться за свою жизнь.
Как говорится, “волков бояться — в лес не ходить” однако и осторожность не помешает. Вот и появился спрос на броневики, с виду ничем не отличающиеся от своих обычных собратьев, — причем по многим параметрам они должны быть защищены выше, чем их аналоги в Европе и за океаном. Где не пользуются столь варварским оружием, которое употребляется только в России. В Европе и Америке нет аналогов многих видов оружия и боеприпасов, которые у нас в ходу и применяются ежедневно.
На сегодняшний день в мире производится огромное количество бронеавтомобилей и бронематериалов для них, призванных защитить пассажиров.
В каждой стране существует множество стандартов и классов защиты; они могут быть как общеевропейскими, так и национальными. Но вот в чем проблема: в эти стандарты оружие и боеприпасы российского производства просто не включены. В лучшем случае вам предложат защиту европейского уровня В4+ от АК-47 с пулей, имеющей мягкий сердечник. А производство боеприпасов такого типа прекращено в нашей стране еще в 1991 году, и на сегодняшний день их изготовляют только в Китае. Для России же более актуальной является защита от того же автомата Калашникова, имеющего термоупрочненный сердечник пули или бронебойно-зажигательную пулю. Все остальное просто несерьезно.
Броневики производят и в России, и за рубежом. Можно найти машину, забронированную как непосредственно на заводе-изготовителе, так и неоригинальной бронировки, выполненной на фирме, которая занимается этим делом профессионально, получая шасси с завода-изготовителя. Возможности таких фирм зачастую несколько выше, так как для гигантов мирового автопрома бронирование — лишь сопутствующая, второстепенная отрасль, а основной упор все-таки делается на крупносерийное производство. В свою очередь, компании, занимающиеся только бронированием, могут, следуя пожеланиям клиента, автомобиль полностью переоборудовать, устанавливая комплекты деталей собственного производства на готовую заводскую платформу.
Однако усилить в достаточной мере можно далеко не любой автомобиль, а лишь тот, который для этой процедуры пригоден. Как правило, это дорогие модели представительского класса для европейского рынка или внедорожники и роскошные автомобили — для американского рынка. Спортивные автомобили переоборудованию поддаются далеко не все: по их техническим характеристикам на них невозможно установить достаточное количество брони так, чтобы это можно было сделать и качественно, и профессионально. К тому же по обретении достаточной степени защищенности весить машина будет столько, что от ее гоночных качеств не останется и следа.
Еще очень важно то, по какому принципу автомобиль бронируется. Оптимальный вариант — это создание своеобразной бронекапсулы: защита устанавливается по всем вертикальным поверхностям салона — полная перегородка за двигателем, лобовое стекло, боковины кузова, двери, стекла дверей, все стойки кузова, защита с тыла, заднее стекло, спинка заднего сиденья, арки колес, пороги, козырьки и многое другое. Защищаются также пол, крыша, бензобак, т.е. практически весь кузов обретает дополнительную защиту не только от оружия поражения, но и от последствий ДТП. Кстати, усиление стоек крыши – процедура очень важная. Представьте себе: если автомобиль массой 3,5 — 4 тонны “встанет на уши” при “обычной” аварии, а стойки не усилены, — всех пассажиров просто раздавит, как прессом. Так что кузов должен быть защищен и усилен полностью. Обязательно должна присутствовать защита бензобака — либо снаружи бронелистами, либо изнутри (его покрывают особыми герметичными материалами, исключающими возможность взрыва даже при попадании внутрь бака бронебойно-зажигательной пули). Возможны также и комбинированные варианты. Бронирование по периметру позволяет не бояться ни стрелкового оружия, ни взрывных устройств, а это для заказчика — самое главное. Особое внимание уделяется пулестойким стеклам, так как машина должна быть неотличима от других серийных моделей; профиль и контур этих стекол тоже не должны ничем себя выдавать.
Современные автомобили диктуют производителям броневиков свои условия. Легко представить, каким будет вес стандартного внедорожника, если его забронировать только стальными листами. Масса увеличится примерно на 1,5 – 2 тонны, а то и больше. Для машины, оснащенной большим количеством электроники, это очень серьезная помеха, а зачастую и непосильная ноша. Поэтому приходится разрабатывать и применять материалы другого рода, например, на основе многослойных полимеров. Их вес, при толщине 5 миллиметров, соизмерим с весом картонки, а тройной слой такой защиты выдерживает выстрел из того же АКМ с обычной пулей. Использование таких материалов значительно снижает вес самого автомобиля, разгружает подвеску, рулевой механизм и соответственно увеличивает срок его службы. А о двигателе и говорить нечего: на автомобиле, бронированном стальными листами, он нагружается раза в полтора-два больше, чем его собрат на серийной машине. Так что использование многослойных полимерных защитных материалов — это очень большой плюс для увеличения ресурса бронеавтомобиля.
Еще одна немаловажная вещь — шины. Во-первых, не каждая резина выдержит больший вес, а во-вторых, не исключена возможность нападения, где возможно случайное или намеренное повреждение колес. Даже в таком случае автомобиль должен сохранять управляемость на достаточно высоких скоростях и пройти достаточное расстояние до места, где можно спокойно поменять поврежденное колесо. Для этого используются специальные вставки, позволяющие безопасно маневрировать на высоких скоростях как непосредственно в момент повреждения, так и на уже поврежденных шинах.
Поскольку автомобили скрытого бронирования в основном изготовляются для людей весьма состоятельных, то и уровень комфорта в салоне должен быть соответствующим. Ведь производителям необходимо руководствоваться не только соображениями безопасности пассажиров, но и созданием оптимальных условий для работы. Одинаковые базовые модели можно бронировать и использовать по-разному: от машины сопровождения до роскошного передвижного офиса. Здесь все зависит только от пожеланий клиента и толщины его кошелька. Отделка салона и композиция его интерьера выполняются в соответствии с требованиями заказчика, но при условии, что это не повредит его безопасности: по возможности сохраняется легкодоступность всех элементов, однако внутреннее пространство стараются не перегружать. Устанавливается также и спецоборудование, скрывая его от посторонних глаз. Если клиент пожелает, можно даже установить на машине дистанционные сканеры, способные обнаружить взрывные устройства или материалы, установленные каким-то недоброжелателем.