“МКмобиль” уже довольно давно не обращал пристального внимания на топливные проблемы.
А что их обсуждать, когда ежедневно на протяжении последнего года при отсутствии дефицита на горючее ценники на заправках демонстрировали практически одни и те же цифры?
Однако сегодня уже можно смело говорить о появлении в России “доброй” традиции — сезонного повышения цен на все виды жидкого топлива. Первые “ласточки” дестабилизации на топливном рынке столичного (и не только) региона появились уже в августе — в Москве и Санкт-Петербурге начали расти оптовые цены на бензин. Но если в Питере это повышение тут же отразилось на его цене в розничной сети, то столичные автомобилисты всю первую декаду сентября и не подозревали о грядущих неприятностях. Увы, на прошлой неделе стоимость горючего на многих бензоколонках выросла в среднем на 70 копеек, и, судя по прогнозам экспертов, этим дело не кончится — к концу месяца литр бензина подорожает в среднем на рубль.
В идеале сезонным скачком цен называется их временное повышение на период каких-либо зависящих от времени года объективных процессов. Причем по их окончании подразумевается, что цены на тот или иной товар снова опустятся до исходных значений. Однако с бензином ситуация несколько иная. Профессионалы, работающие на топливном рынке, в один голос заявляют, что практически каждый сентябрь цены на бензин поднимаются. Среди причин называют и уборочную страду, и конец периода отпусков, и начало заготовки нефтепродуктов для грядущего отопительного сезона.
Если сложить все эти факторы, то ситуация немного проясняется, но после того как уборочно-заготовительная пора закончится, по идее, розничные цены должны упасть до прежнего уровня. Как показывает опыт предыдущих лет, этого почему-то не происходит, хотя, как нас заверил один из руководителей “Московской топливной ассоциации”, обычно оптовые цены на нефть существенно снижаются уже к началу зимы. К тому же скоро у нефтяных компаний появится очень хороший стимул обратить свои взоры на многострадальный внутренний рынок. Во-первых, мировые цены на “черное золото” не так уж и высоки, а вдобавок с 1 октября в России вводятся новые пошлины на экспорт, что может серьезно повлиять на объемы вывоза горючего, и российский рынок затоварится. Поэтому во второй половине осени следует ожидать некоторого, возможно, даже значительного снижения стоимости горючего в розничной сети.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор “Московской топливной ассоциации”:
— Бензин опять подорожал, однако ничего сверхъестественного не произошло. В данный момент наблюдается характерный для начала осени сезонный рост цен на все виды топлива. Дело в том, что к концу лета возрастает и спрос на нефтепродукты. Во-первых, большинство россиян выходят на работу из отпусков, а значит, существенно увеличивается потребление бензина, и, что естественно, АЗС начинают его более активно закупать. Вторым постоянным фактором можно считать уборочную кампанию. И не стоит забывать, что осенью начинается отопительный сезон, и соответственно основной запас мазута на теплоэлектростанциях к этому моменту уже должен быть сформирован.
Но у сезонных скачков есть и более глубинные корни. С наступлением теплого периода российские нефтедобывающие компании значительно увеличивают объемы экспорта за счет более активного использования железнодорожного и водного транспорта. В результате сокращаются поставки “черного золота” на внутренний рынок, и соответственно его оптовая стоимость начинает постепенно ползти вверх. За это лето оптовая цена тонны нефти на внутреннем рынке выросла на 600—800 рублей, то есть примерно на 6%. Но если взять этот показатель с начала года, то с января ее стоимость увеличилась уже на 22%. При этом за те же 8 месяцев розничные цены на бензин повысились всего на 7—8%. Такой диссонанс привел к тому, что маржа владельцев заправок существенно снизилась. В среднем по Москве доходность розничных торговцев составляет порядка 20—25%, причем 20% — это нижний порог, после которого этот бизнес становится нерентабельным. Поэтому владельцы бензоколонок и стремятся вернуть свои прибыли на былой уровень, что и сказывается на конечной цене горючего.