Разговорами о том, что продавцы новой автотехники всячески обманывают покупателей, — уже никого не удивить. Схема, по которой действуют автосалоны, отточена годами и с житейской точки зрения неуязвима.
Напомним самую распространенную схему облапошивания граждан: под известными брендами продавцов автомобилей на самом деле скрываются фирмы-однодневки, которые юридически существуют до первого серьезного предъявления претензий по качеству машины. Для чего это делается? Последствия продажи некондиционного товара грозят автосалону очень большими финансовыми потерями: возврат денег, выплата неустойки, компенсация морального вреда. Судиться с фирмами-однодневками, как показывает практика, дело бесперспективное. За примерами далеко ходить не надо.
Марина весной 2002 года приобрела автомобиль “Chevy-Niva”. С машиной девушке жутко не повезло: он с первых же километров стал сыпаться буквально на глазах. Легче перечислить, что в машине не ломалось. Через полгода бесконечных мытарств по автосервисам Марина решила отказаться от авто и обратилась в фирму, где приобрела “Chevy-Niva”. Молодая водительница наивно полагала, что продавец ООО “Рост Лада”, работающий под шапкой “Ростокино-Лада”, без проблем примет у нее некондиционный товар и вернет деньги. Ан нет! Дирекция автосалона посмотрела на Марину как на сумасшедшую и дала категорический отказ. Недолго думая, обманутая владелица “Chevy-Niva” обратилась с исковым заявлением в суд. Служители Фемиды были явно в хорошем расположении духа и обязали продавца вернуть Марине аж два миллиона (!) рублей. Когда же судебный пристав попытался получить с автосалона требуемую сумму, то работники фирмы сказали, что директор отсутствует, а без него решить этот вопрос не получится. Вернувшись на следующий день, пристав встретил тех же самых людей, что и накануне, которые сообщили ему, что фирмы “Рост Лада” больше нет. Все автомобили, которыми торговал автосалон, по договорам-поручениям за одну ночь перекинуты на другие фирмы.
Подобные случаи, увы, далеко не единственные. В год жертвами нечестных продавцов становятся тысячи россиян, и самое удручающее, что выхода из этой ситуации сегодня нет.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, юрист, вице-президент “Общества потребителей автотехники России”:
— Чтобы одолеть нечестных продавцов и избавиться от фирм-однодневок, необходимо заставить работать Министерство по антимонопольной политике и ОБЭП. Дело в том, что практически все фирмы-однодневки используют известный бренд нелегально, а это нарушение уголовного кодекса РФ. По закону необходимо заключать так называемый договор коммерческой концессии, который в итоге призван защищать потребителей: в случае, если фирма-однодневка исчезнет, всю ответственность будет нести владелец бренда. Ну а поскольку договоры не заключаются, искать крайнего попросту бесполезно. О том, почему государственные органы бездействуют, можно лишь догадываться. Также, на мой взгляд, отстоять права потребителей автотехники можно, если создать “реестр честных продавцов”.