Медленно, но уверенно зарубежные высокотехнологичные противоугонные комплексы находят своих приверженцев в России. Только за последний год в Москве появилось больше десятка новых компаний, предлагающих установку и абонентское обслуживание спутниковых охранных систем слежения за авто. У некоторых фирм даже есть собственные подразделения быстрого реагирования, эдакий частный спецназ.
Не дремлют и государственные стражи правопорядка. Правда, меньше машин воровать не стали, да и сами турбопротивоугонки доступны только богатеньким буратино. Но все ж приятно знать, что иногда автоворов круто “обламывают” и порой, пусть ненадолго, сажают за решетку.
Чуть меньше года назад в каждом округе столицы при местных отделах ГИБДД были созданы специальные подразделения, в компетенцию которых вошел поиск похищенных машин, оснащенных спутниковым охранным оборудованием. Многие поначалу были не в восторге от этой идеи, как-то слишком явно прослеживалась коммерческая заинтересованность милицейских чинов в этом проекте. Признаемся, что и “МКмобиль” был в числе тех, кто критиковал данный проект. Не будем лукавить и сейчас — многие моменты в работе ГИБДД и поныне далеки от идеала. Но факт остается фактом: с помощью новых технологий похищенные автомобили стали возвращаться к своим законным владельцам.
В среду в 22 часа 46 минут в диспетчерский центр компании “АвтоЛокатор” поступила информация о том, что на машине клиента (Toyota Land Cruiser 100) отсутствует питание. При получении подобного сообщения дежурный оператор по инструкции обязан незамедлительно связаться с владельцем авто.
В телефонном разговоре хозяин иномарки объяснил, что свою Toyota он несколько часов назад поставил на стоянку в охраняемый закрытый гараж, и почему отключилось питание, не имеет ни малейшего представления. Было решено дистанционно блокировать от запуска двигатель иномарки.
Затем оператор связался с охранником стоянки, где, по версии хозяина, должен находиться его Land Cruiser, и попросил его срочно осмотреть гараж клиента. Он выполнил просьбу и дал ответ: “Все нормально, бокс закрыт, замок на воротах не поврежден — спите спокойно, господа хорошие”. Однако заверения сторожа о контроле над ситуацией не успокоили оперативного дежурного, и он настоятельно порекомендовал владельцу Toyota лично, не откладывая на завтра, пойти и проверить свой бокс. Одновременно, в качестве силовой поддержки, к клиенту направили мобильный экипаж “АвтоЛокатора”. При осмотре гаража выяснилось, что присутствуют следы взлома на воротах, а сам замок заменен на другой. О случившемся немедленно проинформировали оперативные службы города (ГУВД г. Москвы, дежурного по городу, дежурную ДПС, дежурное УВД САО, дежурный ОВД “Хорошевское”, дежурный ОВД “Сокол”). Уже через пять минут на место происшествия прибыл экипаж ДПС.
Вскрыли гараж. Взорам собравшихся предстала типичная картина предугонной подготовки Land Cruiser: маленькая боковая форточка задней двери разбита, все двери и багажник открыты, торпедо демонтировано, панель управления полностью разобрана. Трудно сказать точно, что помешало злоумышленникам закончить свое дело и увести “железного коня” из хозяйского стойла. Может, они просто отошли перекурить или, столкнувшись с навороченным охранным оборудованием, решили бросить свою затею от греха подальше. Тогда вопрос: зачем они повесили на ворота свой замок, идентичный старому. Все-таки скорее всего угонщики отрабатывали новую тактику похищения дорогих авто — наглый взлом, далее скрытное наблюдение на предмет спутниковой “засады”, а при отсутствии таковой завершение работы по похищению “тачки”. В результате грамотных действий милиционеров аферу удалось раскрыть.
В понедельник новенький VW Passat 2003 года выпуска распрощался со своим владельцем на Ново-Басманной улице. Через несколько часов по противоугонной системе слежения иномарку обнаружили на улице Докукина. Судя по всему, преступники не рискнули гнать далеко дорогую машину и кинули ее на “отстой”.
Вовремя подключившиеся к делу сотрудники седьмого отдела МУРа решили не спешить с возвратом найденного Passat. Рассудив, что машина под бдительным присмотром сыщиков уже никуда не денется, а вот возможность взять крадунов с поличным упускать грешно. Надо отдать должное сыщикам из “семерки” — им удалось не только обнаружить авто, не привлекая внимания, но и организовать скрытую слежку. В дальнейшем все конспиративные мероприятия себя оправдали с лихвой.
Через несколько часов оперативники выяснили, что за Passat ведется еще одно наблюдение. Стало ясно — это угонщики. Однако брать их сразу было нельзя — воры спокойно могли уйти от уголовной ответственности. Реальный шанс упрятать их за решетку — задержание с поличным. Началось бесшумное соревнование на выдержку: у кого первого сдадут нервы, тот и проиграл.
Ровно сутки продолжалось двойное наблюдение за VW Passat. Во вторник, ближе к вечеру, команда автоворов пришла в движение. Трое молодцев встали поодаль, один направился к машине. Когда паренек вскрыл иномарку, завел мотор и попытался тронуться, квартет угонщиков оказался в наручниках. Задержание прошло без эксцессов. Преступники сопротивления не оказывали, как заметил один из сыщиков, похоже, никто из злодеев даже не удивился появлению милиционеров. Кстати, в дальнейшем спокойствие задержанных нашло объяснение. Трое угонщиков, стоявших “на стреме”, оказались ранее судимыми за грабеж и разбой. Опыт общения с правоохранительными органами у них был более чем богатый. Так что щелчок наручников на запястьях не вывел их из равновесия, и, как выражаются оперативники, сейчас задержанные встали в “стойку” — наотрез отказываются сотрудничать со следствием. Четвертый угонщик, непосредственно взятый за рулем иномарки, также не торопится признаться в воровстве. Он упорно твердит, что залез в чужую “тачку” только за магнитолой, угонять машину у него и в мыслях не было. В принципе других показаний от преступного квартета сыщики и не ожидали услышать.
Тактика защиты у всех автоворов одна — полное отрицание причастности к похищению. Однако у сыщиков есть неоспоримые доказательства преступной деятельности данной группы лиц, и им вряд ли удастся выйти сухими из воды.