1432

Наследник Сенны?

Переход, о неизбежности которого твердили многие знатоки мира “большого цирка”, свершился. Бронзовый призер “Формулы-1” минувшего сезона Хуан-Пабло Монтойя подписал контракт с командой “McLaren”, правда, не со следующего, а только с 2005 года.
Поделиться

Переход, о неизбежности которого твердили многие знатоки мира “большого цирка”, свершился. Бронзовый призер “Формулы-1” минувшего сезона Хуан-Пабло Монтойя подписал контракт с командой “McLaren”, правда, не со следующего, а только с 2005 года.


По слухам, соглашение с “McLaren” колумбиец заключил еще в конце лета, но стороны медлили с его обнародованием, ждали, пока закончится чемпионат: ведь вплоть до предпоследней гонки колумбиец был одним из главных претендентов на титул чемпиона в составе “Williams”.

Причина перехода Монтойи до предела банальна. Это крайне низкая, по запросам колумбийца, зарплата — в то время как за минувший сезон его коллега Ральф Шумахер заработал около пятнадцати миллионов долларов, Монтойе досталась сумма, меньшая вчетверо, хотя оба пилота бок о бок боролись на трассах и оба имели шансы завоевать чемпионский титул. Кроме того, и Ральф, и Хуан-Пабло были недовольны политикой команды, не отдававшей явного предпочтения ни тому, ни другому. Так что неудивительно, что Монтойя сменил одну топ-конюшню на другую. Однако вызывает удивление то обстоятельство, что Фрэнк Уильямс с видимой легкостью расстался с пилотом, которого “пас” много лет, положив на колумбийца глаз еще в те времена, когда тот блистал в Международном чемпионате “Формула-3000”.

Путь наверх

Хуан-Пабло Монтойя родился 20 сентября 1975 года в столице Колумбии Боготе, в семье архитектора и гонщика-любителя Пабло Монтойи. Вероятно, реализуя собственные амбиции несостоявшегося профессионального гонщика, Монтойя-старший усадил сына за руль карта в пятилетнем возрасте. И спустя более чем двадцать лет Монтойя стал одним из самых блестящих пилотов современной “Формулы-1”. Правда, пока не реализовавшим свой потенциал в чемпионский титул.

До сих пор гоночная карьера колумбийского пилота шла по нарастающей. В ранней юности Монтойя становился неоднократным чемпионом Боготы и Колумбии, затем чемпионом мира среди юниоров по картингу, серебряным призером колумбийской “Формулы “Renault”, третьим призером британской “Формулы “Vauxhall” и победителем чемпионата Великобритании в “Формуле-3”. Затем он выиграл Международный чемпионат “Формулы-3000” в 1998 году. И был приглашен в тест-пилоты “Williams” — место “боевого” пилота “Формулы-1” ему доверили не сразу. Монтойя не стал протирать штаны на скамейке запасных, а, отправившись за океан, с ходу выиграл американскую серию C.A.R.T. в составе команды “Chip Ganassi Racing” в 1999 году. И хотя в 2000 году титул он не отстоял, зато с первой попытки покорил одну из самых престижных гонок в мире — “500 миль Индианаполиса”. И тут же был призван Фрэнком Уильямсом под знамена своей команды уже в качестве “призового” пилота.



Безумство храбрых

Несмотря на то что ныне Монтойя входит в элиту мирового автоспорта, список его достижений пока не столь впечатляющ: с момента своего дебюта в “Формуле-1” в 2001 году Хуан-Пабло завоевал всего три победы, одиннадцать поул-позиций и закончил чемпионат 2003 года на третьем месте. И был признан самым бескомпромиссным гонщиком первой “Формулы”, без особых раздумий бросающимся в атаку. При этом у большинства гонщиков начинает сбиваться пульс и дрожать коленки. И рекордсмен Михаэль Шумахер — не исключение. Стоит вспомнить инцидент, случившийся в минувшем сезоне на Гран-при Европы, когда у Красного Барона явно сдали нервы и он пытался ударить болид обгонявшего его Монтойи. В итоге экскурсию на гравий совершил сам Шумахер-старший.

Колумбиец не раз демонстрировал зрителям волю к победе. Однако зачастую ему не хватало выдержки, чтобы перевести свой потенциал в победы. И хотя в этом году Монтойя стал значительно сдержаннее, своей бескомпромиссностью он по-прежнему вызывает ностальгию по другому славному представителю Латинской Америки — трехкратному чемпиону бразильцу Айртону Сенне, который всегда боролся до конца и часто не останавливался перед возможностью выбить соперника с трассы.

Официально имя напарника Монтойи в “McLaren” в 2005 году пока не названо, а за чемпионат 2004 года будут по-прежнему бороться Дэвид Култхард и Кими Райкконен. Можно предположить, что Монтойя в перспективе займет место Дэвида Култхарда, чей контракт продлен всего на год. Но окажется ли этот переход удачным? Кто знает, сможет ли “McLaren” подготовить конкурентоспособную машину к 2005 году? Вспомним, как в начале 90-х стремился сменить команду Айртон Сенна. Только именитый бразилец двигался в обратном направлении — из погрязшего в многолетнем кризисе “McLaren” в “Williams”. Но судьба сыграла с гонщиком злую шутку. В тот момент, когда в 1994 году состоялся долгожданный переход, “Williams” стал резко терять конкурентоспособность в пользу “Benetton” во главе с молодым Шумахером-старшим. И, проиграв первые Гран-при 1994 года, Сенна трагически погиб на трассе в Имоле, причем “виновником” его смерти были признаны как раз кондиции болида “Williams”…

Помимо того что машина “McLaren” может через полтора года оказаться неконкурентоспособной, Монтойя рискует, как и в “Williams”, получить в напарники равного партнера, ибо Кими Райкконен вряд ли откажется от своих претензий на титул чемпиона, даже если и выиграет его в следующем году. А Рон Деннис вряд ли упустит самого Райкконена. Учитывая взрывной характер Монтойи, в сочетании с финской невозмутимостью Кими может получиться столь же колоритная и непримиримая пара, каковыми были горячий бразилец Айртон Сенна и невозмутимый “профессор” Ален Прост. История повторяется? Не будем гадать — впереди чемпионат 2004 года, который Монтойя проведет в “Williams”. И кто знает, быть может, еще именно в этой команде он добьется того успеха, которого так жаждет.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Рон ДЕННИС, глава “TAG McLaren Group”:

— Мы хотим выигрывать гонки и чемпионаты мира, а для этого нам необходимо планировать будущее, не забывая и о ближайших перспективах. Мы не могли упустить возможность подписать контракт с таким талантливым пилотом, как Хуан-Пабло, ведь мы задумываемся о чемпионате 2005 года. Монтойя уже достиг больших успехов в “Формуле-1”, и мы уверены, что он внесет свой вклад в успехи “West McLaren Mercedes”. Уверен, поклонники “Формулы-1” во всем мире с нетерпением ждут, как он сможет проявить себя за рулем одного из наших болидов. Однако пока этого еще не произошло, все мы приложим максимум усилий для выигрыша чемпионата 2004 года.


Норберт ХАУГ, вице-президент “Mercedes-Benz Motorsport”:

— Хуан-Пабло очень быстро занял высокое положение в мире автоспорта, он прекрасно впишется в нашу команду. Впервые мы обратили внимание на талант Хуана-Пабло в Сильверстоуне в 1996 году, когда он выступал на Mercedes-Benz C-сlass на этапе серии ITC.


Николай ФОМЕНКО, пилот команды “YUKOS GT”:

— Мне кажется, что Хуан-Пабло Монтойя тот человек, на которого могла бы опереться “Формула-1” в будущем. Но к моему великому сожалению, этого уже не случится. Его уже “подстригли” и “причесали” под существующий формат. Он реально мог претендовать на роль Вильнева, Сенны или Проста, ту роль, которую играли эти люди в жизни “Формулы-1”. Я имею ввиду по характеру. Сейчас это уже не тот Монтойя, которого все мы видели в его первом сезоне в “Формуле”. Его дух отшлифовали, он уже не бунтарь, нет той части, которая соответствовала бы истинному духу автогонок. Не думаю, что в его интересах, прежде всего финансовых, возвращение к себе прежнему.