Парламентские выборы — тяжкое испытание для кандидатов в депутаты.
И то сказать, убедить давно разочаровавшийся в законодательной власти электорат
не просто прийти на избирательный участок, а еще и отдать голос за твою (единственную, разумеется, и неповторимую) партийку — та еще задача.
Крайне осложняющаяся еще и тем обстоятельством, что неповторимости-то большинству как партийных, так и мажоритарных кандидатов как раз и не хватает. А на всех этих “повысить”, “обеспечить“ и “удвоить” далеко не уедешь — надоело народу слушать традиционный предвыборный треп, о котором избранники забывают в день окончания выборов. Вот и приходится кандидатам искать нетрадиционные и способные хоть как-то привлечь внимание избирателя способы засветить себя. И один из самых беспроигрышных — розыгрыш автомобильной карты. И то сказать — вместе с членами семей автомобилистов в стране около ста миллионов!
Но вот что любопытно — практически ни одна партия, сходившая на нынешние выборы, столь выигрышный ход в своих политтехнологиях практически не использовала! Если не считать, конечно, чисто популистские демарши вокруг “автогражданки”, которые в итоге только отпугнули от избирательных урн водительскую братию. Чего, впрочем, и следовало ожидать — чтобы реально решать ту или иную проблему, браться за нее надо не с кондачка. Увы, реальной программы помощи автовладельцам, действительно сталкивающимся с миллионом проблем чуть ли не ежедневно, у законодателей (бывших и нынешних) в большинстве случаев не было. Вот и получило большинство из них сами знаете что. Кроме единороссов, разумеется, но тут особая статья — этим с их административным ресурсом до “мелких” проблем автовладельцев опускаться не с руки. Результат и без поддержки моторизованной братии был известен.
Как показало наше расследование, в предвыборной гонке о собственниках авто реально задумывались только четыре политобъединения. А регулярно о них думает (невзирая на выборы и текущий политический момент) — только одно.
Но выборы кончились, и теперь до нужд автовладельцев господам новым депутатам вообще дела, увы, не будет. Ведь даже в предвыборной лихорадке жизнь и судьба 30 миллионов собственников машин — самой экономически активной части общества — как минимум оказались безразличны крупным политконторам. А более молодые и продвинутые объединения хотя и рассчитывали на голоса автомобилистов, но говорить о какой то серьезной стратегии в отношении собственников авто пока и тут не приходится.
Потратив без малого месяц на бесконечные звонки, встречи и согласования, выяснилось, что три самые известные партии — “Единая Россия”, КПРФ и ЛДПР — оказались по отношению к автовладельцам аутсайдерами. На все настойчивые просьбы рассказать о том, как партайгеноссе определились в своих программах с автомобилистами, они сдержанно промолчали. Причем если в штабе первой после недельного раздумья вообще отказались отвечать на наши вопросы, то во второй — привычно ушли в глухую оборону, а в последней сослались на чрезмерную занятость лидера. А вот в других партиях встретили, по крайней мере на словах, понимание к проблемам российских автомобилистов.
Программные речи
Выяснилось, что в программе “Союза правых сил” конкретных положений, затрагивающих интересы автомобилистов, нет. Зато, по словам зампредседателя движения Бориса Надеждина, есть масса других пунктов, по его мнению, весьма полезных для собственников авто. Например, Союз выступает за сокращение бюрократических преград на пути автовладельцев и поддерживает передачу проведения техосмотра в частные руки.
Как заявили “МКмобилю” в представительстве “Яблока”, партия предлагает меры по ограничению произвола ГИБДД (правда, какие именно — не уточнили), а также выступает категорически против повышения ввозных пошлин на подержанные иномарки.
Что касается отношения к обязательному автострахованию, то, по мнению зампреда партии Сергея Митрохина, это неприкрытый и наглый лоббизм страховых компаний:
— Они должны завоевывать доверие автовладельцев добровольно, а не принудительно. Мы против такой “обязаловки”, — подчеркнул он.
Когда автомобилистам хорошо
“Российская партия ЖИЗНИ”, возглавляемая спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, также не осталась на обочине любви к автомобилистам. Однако там нам заявили, что не делят граждан на автомобилистов и “безлошадных”.
— Мы одинаково стремимся улучшить качество жизни всех избирателей. Мы сознательно не отделяем собственников авто от остальных граждан и не строим свою избирательную кампанию на автовладельцах, как это, к примеру, делает лидер блока “Новый курс — Автомобильная Россия” Виктор Похмелкин. Мы ориентируемся на всех россиян. Если им будет хорошо, то и автомобилистам в том числе тоже будет хорошо, — уверили нас в штабе партии.
— Считаем, что закон “Об обязательном автостраховании” был принят излишне торопливо, — заявили те же партфункционеры. Изначально условия правительства не отвечали реалиям. Мы настаиваем на том, чтобы закон был пересмотрен с учетом финансовых возможностей россиян. И закон будет пересмотрен. РПЖ выступает за снижение тарифов и введение льгот определенным категориям граждан, к примеру, инвалидам и ветеранам. Мы также настаиваем на том, чтобы тарифы утверждала Госдума, которая бы ориентировалась на финансовые возможности автомобилистов, а не на цифры правительства...
Наиболее радикальная в смысле отстаивания прав автовладельцев “Автомобильная Россия”, входившая в избирательный блок “Новый курс — Автомобильная Россия”, бескомпромиссно и последовательно (невзирая на выборы) выступает за полную отмену “автогражданки”, уменьшение таможенных тарифов на ввоз дешевых иномарок, снижение цен на бензин, ликвидацию платных парковок, запрет сноса “ракушек” и гаражей без решения суда. Единственный представитель движения “Автомобильная Россия” в Госдуме Виктор Похмелкин голосовал против закона об “автогражданке”. По его убеждению, этот закон направлен лишь на то, чтобы страховые компании набивали сейфы деньгами миллионов автомобилистов. Для простого же собственника машины нынешний закон как пятое колесо в телеге — у компаний по тому же закону есть множество уверток, чтобы автомобилисту после аварии денег не платить. Эти и другие аспекты отстаивания интересов автолюбителей зафиксированы в программных документах движения и блока. Правда, учитывая не очень успешное (хотя для первой попытки — более чем достойное) выступление движения на выборах, продвигать свои идеи г-ну Похмелкину будет трудновато. Может быть, автомобилисты более серьезно поддержат его на следующих выборах, если наконец поймут, что должны иметь во властных структурах свое серьезное и непродажное лобби.
Штрафы не поднимут?
Особый интерес представляет отношение партийцев (а многие из них, напомним, прошли в новую Думу) к повышению штрафов за нарушение Правил дорожного движения, о чем сегодня все чаще говорят представители различных властных структур.
В том же СПС нам сообщили, что за повышение штрафов они голосовать не будут, потому что оплата штрафов в России имеет “виртуальный” характер. Правые утверждают, что если штрафы повысятся, то автоматически увеличится и сумма взятки инспектору.
“Яблочники” предложение некоторых госструктур об увеличении штрафов за нарушение ПДД также не поддерживают. Лидеры партии считают, что этого делать нельзя до тех пор, пока сама система штрафования толкает гаишников на взятки.
Коллеги по РПЖ, как выяснилось, поддерживают не увеличение штрафов, а неотвратимость наказания. Они также выступают за улучшение качества работы дорожных инспекторов.
А вот в “Автомобильной России” нам заявили, что они не допустят, чтобы штрафы брали с автомобилистов больше, чем с остальных граждан России за нарушение таможенных, экологических, паспортных правил и норм, поскольку согласно статье 19 Конституции России все граждане страны равны, независимо от места жительства и рода занятий.
Другая не менее интересная позиция выявилась у партий по отношению к ужесточению наказания за угоны автомобилей. По убеждению функционеров “Союза правых сил”, главным пугалом для автоворов должна быть не жесткость наказания, а его неотвратимость и обязательное полное возмещение ущерба пострадавшему автовладельцу.
“Похмелкинцы” выступают за ужесточение наказания за угоны автомобилей. Мотивируют они это просто — сегодня число угонов растет. Поэтому за это преступление срок необходимо увеличить. Правда, как признаются последовательные борцы за права автомобилистов, новые санкции лишь частично улучшат ситуацию, поскольку фактор страха перед наказанием — только один из многих составляющих, позволяющих бороться с преступностью в целом и с угонами в частности.
Примерно за то же выступают и представители “Яблока”. С ними солидарны и жизнелюбы из РПЖ, голосующие за четкость формулировок статьи за угон.
...Одним словом, ведущие политобъединения на словах горой стоят за автовладельцев. А вот как они будут защищать своего избирателя реально — покажут ближайшие четыре года.