В пылу прошлогодней предвыборной гонки главный тогдашний милиционер страны пообещал народу, что, мол, вслед за разоблачением “оборотней” в МУРе последуют не менее громкие операции. При этом указывался и адрес новых коррупционеров в форме — ГИБДД. Выборы отгремели, а гаишников так никто и не тронул. Зато освободилось место главы МВД.
По слухам, за вакантное министерское кресло развернулись нешуточные подковерные баталии. Похоже, потенциальным преемникам приглянулся опыт бывшего начальника, и они решили вновь разыграть карту “оборотней в погонах”. На этот раз с полосатым жезлом в руках.
И на прошлой неделе практически по всем столичным информационным каналам прошло сообщение: “В Москве задержана группа бывших и действующих сотрудников ГАИ, поставивших на учет более шести тысяч угнанных иномарок. Среди задержанных — трое сотрудников 6-го отдела МРЭО ГИБДД Северо-Восточного административного округа Москвы. По месту их работы проведены обыски. Официальные обвинения будут предъявлены по меньшей мере десяти подозреваемым”. А позже информацию о разоблачении шайки коррумпированных гаишников подтвердил временно исполняющий обязанности главы МВД РФ генерал-полковник Рашид Нургалиев. При этом ответственный чиновник добавил, что разработка данной преступной группировки, занимавшейся нелегальным автобизнесом, длилась более года. И подобная работа ведется не первый год: так, например, в 2002 году сотрудниками МВД совместно с прокуратурой Москвы уже выявлялись нарушения в работе столичной ГИБДД, связанные с регистрацией угнанных машин. Тогда было возбуждено 400 уголовных дел. Фанфары, туш! Героям — медаль, злодеев — за решетку! Однако есть маленькое “но”.
На поверку нынешнее “громкое” задержание, как умело кто-то сформулировал, “бывших и действующих сотрудников ГАИ” есть плод именно той вскользь упомянутой проверки, проведенной еще в 2002 году. Про результаты той тотальной “зачистки” почти два года назад написали все (подчеркнем — все) авторитетные автомобильные издания. Тем, кто не помнит, вкратце освежим память.
С 8 по 24 мая ГУСБ МВД России совместно с прокуратурой города (и, кстати, не без участия КПО УГИБДД России) была проведена крупномасштабная операция по выявлению нарушений учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ГИБДД Москвы. Проверка выявила тотальные нарушения правил регистрации во всех без исключения подразделениях ГИБДД и территориальных ОВД! Владельцы автомобилей с измененными идентификационными номерами легко получали в отделах внутренних дел отказ в возбуждении уголовных дел. И впоследствии легко ставили “паленые тачки” на учет в ГИБДД. В экспертно-криминалистических отделах, где должны выявлять перебитые номера, проверяющие обнаружили полный хаос. Изо всех материалов, поступающих в ЭКО из МРЭО и ОВД, не регистрировались: в ЮАО — 54%, СВАО — 90%, ЮЗАО — 82%, ЗАО — 65,6%.
Некоторые материалы по подозрительным автомобилям бесследно исчезали еще в местных ОВД.
То, что Москва стала опорным пунктом легализации ворованных машин, подтверждали не какие-то там косвенные улики, а вполне конкретные факты. Их выявили предостаточно, а для иллюстрации приведем лишь один. При ознакомлении с документами, находящимися в ОВД района “Марьино”, УВД ЮВАО выявлено, что к материалу №858/1955 от 21.06.02 приобщена справка об исследовании №4/656-АТЭ от 07.06.02, подтверждающая факт изменения номера двигателя механическим путем. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела оперуполномоченный уголовного розыска указал, что маркировка двигателя не изменялась. Данное постановление утверждено начальником криминальной милиции ОВД 21.06.02. Вот так, легко и непринужденно, криминальные авто легализовались. Естественно, отделы ГИБДД МРЭО были в доле: ну как без их участия, пусть и со всеми документами, но явно криминальную машину поставишь на учет? Да никак!
По итогам той давней проверки многие сотрудники ГИБДД, ОВД и ЭКО подали в отставку или перевелись в другие службы. Отметим, что упомянутый в начале статьи 6-й отдел МРЭО ГИБДД Северо-Восточного административного округа Москвы полностью попал под увольнение. Аналогичная участь постигла ОТОР-2 — его просто расформировали. Короче, оперативные меры канал легализации угнанных авто перекрыли. Следом потянулась череда следственных мероприятий по массе уголовных дел. Вот именно на них-то господа, страждущие министерского кресла главного милиционера страны, и решили организовать бесхитростную пиар-акцию. И на всю страну прокричать об очередной успешной ликвидации банды “оборотней в погонах”, чтобы заработать лишние очки перед первым лицом государства. Ведь новое назначение на высокий пост вот-вот должно свершиться. Тут не грех и тухлятинкой приторговать. Никого при этом, по сути, не обманув — просто взяв под стражу когда-то зарвавшихся ментов.
Правда, если вдуматься, то никакой сенсации не состоялось. Никого не разоблачили. Разоблачение, в сотый раз повторимся, произошло в 2002 году. Сейчас же ребята из МВД просто довели дело до логического завершения. Молодцы! Вот бы они еще и в суде смогли так же убедительно, как они это делают перед телекамерами, доказать, что бывшие сотрудники ГИБДД занимались преступным автобизнесом.
А если уж по гамбургскому счету, то ворованные автомобили как легализовались через ОВД, ГИБДД и ЭКО, так и по сей день легализуются. Убедиться в этом можно, взглянув на рост статистики угонов. И, кстати, в 2003 году громких разоблачений в ГИБДД не было. И, как говорят сведущие люди, не будет.