2568

Ласточка Ильича

Как-то Киссинджер после совместной поездки сказал о нем: “Политик никудышный, но водитель — ас”. В коллекции генсека побывало около восьмидесяти иномарок, среди которых были Maserati Quattoroporte, Ferrari Daytona, Cadillac Eldorado, Lincoln Continental, Rolls-Royce Silver Shadow... Но одним из самых любимых для последнего Ильича стал Nissan President.
Поделиться

У товарища Л.И. Брежнева имелись, как известно, две большие слабости — любовь к хорошему охотничьему оружию и автомобилям.

Интересно, что даже во время затянувшихся переговоров с Никсоном и Киссинджером Леонид Ильич запросто сбегал из Кремля в Завидово, где мог спокойно поохотиться и проехаться с ветерком.

Как-то Киссинджер после совместной поездки сказал о нем: “Политик никудышный, но водитель — ас”. В коллекции генсека побывало около восьмидесяти иномарок, среди которых были Maserati Quattoroporte, Ferrari Daytona, Cadillac Eldorado, Lincoln Continental, Rolls-Royce Silver Shadow... Но одним из самых любимых для последнего Ильича стал Nissan President.

Во многих автомобильных державах (современная Россия — исключение) чиновники разных уровней предпочитают пользоваться услугами своих автопроизводителей. Поэтому вполне естественно, что в Японии тоже пошли по этому пути и в 1965 году для обслуживания японской политической элиты и императорской семьи построили огромный автомобиль представительского класса — Nissan President. Машины первой серии получили V-образный 8-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 4 литра, развивающий мощность 197 л.с. Кроме того, японцы установили на них дисковые передние тормоза и 3-диапазонный “автомат”. Конструкция “японца” оказалась настолько удачной, что President практически без изменений выпускался в течение 30 лет. Второе поколение японского Rolls-Royсе “Nissan” представил в 1973 году на Токийском автосалоне.

Владельцем первого обновленного Nissan President стал премьер-министр Японии Фукуда, а следующий автомобиль с номером кузова 000002 оказался во владении советского генсека. Новая “игрушка” пришлась “хозяину страны” по вкусу и заняла достойное место в его коллекции. Официально столь царский подарок вождю преподнес бывший министр японского правительства Хирохиде Исида, являвшийся в то время агентом советской разведки под кличкой “Гувер”. Реально же за всем этим стоял подполковник госбезопасности Владимир Пронников, который и уговорил “Гувера” подарить (на деньги комитета) Брежневу новый President.

Большой седан, окрашенный в темно-коричневый металлик с бордовым оттенком, доставили из Токио в СССР в сентябре 1973 года. Естественно, автомобиль изготовили специально под заказчика: левый руль, салон из светло-серой кожи отделан деревом дорогих пород. Кроме того, авто оказалось напичкано различным оборудованием, в те годы являвшимся большой редкостью: например, раздельный кондиционер (его круглые регуляторы расположились между задними сиденьями), в водительской двери оказалось 8 кнопок управления электроприводами стекол (в President с помощью кнопки можно открыть не только боковые стекла, но и развернуть все четыре форточки). Главной же “изюминкой” стал уникальный и единственный в мире приемник “Sony”, созданный специально для машины генсека. Он способен принимать радиосигналы на частотах советского УКВ-диапазона, кроме того, японцы снабдили этот аналоговый (о цифровых технологиях в то время даже и не думали) аппарат функцией автоматического сканирования.

Не менее впечатляющими оказались и ходовые качества “японца”. Подросший (по сравнению с первым поколением President) до 4,4 литров моновпрысковый двигатель благодаря теперь уже 200 “лошадям” мог разогнать 2-тонный седан до 195 км/ч, при этом расход топлива составлял 18 литров на каждую сотню пробега. Однако скорость в подобных машинах — не главное, гораздо важнее обеспечить достойных пассажиров надлежащим комфортом. С этой задачей великолепно справлялась рессорная задняя подвеска — при увеличении скорости передняя часть автомобиля поднималась сантиметров на двадцать над уровнем “горизонта”, а при торможении — опускалась. На большой скорости она просто “проглатывала” любые неровности дороги. Причем если мелкие выбоины были вообще незаметны, то после прохождения более серьезных дефектов покрытия у пассажиров складывалось впечатление, что они не едут, а плывут по асфальту на огромном океанском лайнере, степенно раскачивающемся на волнах. При этом в салоне стояла абсолютная тишина, так что на скорости в 150 км/ч можно было свободно разговаривать шепотом.

Nissan President оказался очень надежным и устойчивым автомобилем, подтверждением тому стал небезызвестный случай, произошедший с Брежневым по пути из Завидово в Москву. Генсек не давал застаиваться своим “железным коням” и, соблюдая очередность, гонял на них по дорогам. Рядом с ним обычно сидел опытный водитель, на задних сиденьях — личный телохранитель со своим заместителем, а сзади за машиной следовала форсированная черная “Волга” с охраной. На мокрой после дождя дороге Ильич разогнал Nissan почти до 200 км/ч — кстати, личным его рекордом считалось преодоление этого расстояния (около 150 км) всего за 50 минут. Вдруг машину стало сильно заносить вправо (как позже выяснилось, подвела лопнувшая покрышка). Чем обычно заканчиваются подобные инциденты, наверное, знает любой водитель. Тем не менее генсеку удалось удержать автомобиль на дороге. Пострадало лишь левое заднее крыло, слегка поврежденное о придорожный куст.

...После смерти Брежнева Nissan несколько раз менял хозяев. Сначала он по наследству перешел к дочери генсека, однако “бриллиантовая леди” предпочитала ездить на Mercedes, и “японцу” в ее гараже места не нашлось. Потом он попал в Московскую патриархию и стал автомобилем для официальных поездок патриарха. С 1992 года — машина в руках частного коллекционера. В прошлом году President исполнилось уже 30 лет, но, несмотря на преклонный по автомобильным меркам возраст, он остался таким же, каким увидел его Брежнев. Хотя без незначительного мелкого ремонта не обошлось: на “японце” пришлось заменить резину, аккумулятор, коммутатор и бачок омывателя. Остальные же системы и оборудование работают как часы. И если опустить то обстоятельство, что теперь этот Nissan President принадлежит к касте раритетных автомобилей, которым негоже равняться на молодых и тягаться с ними на асфальте, то он еще способен положить стрелку спидометра на отметку “180” и прокатить пассажиров “с ветерком”, как когда-то своего первого владельца.