Именно “тойотовский” RAV4 ровно десять лет назад (весна 1994 года) основал целый класс себе подобных, став пионером среди так называемых паркетных внедорожников. Трехдверный вариант RAV4 оказался бестселлером среди калифорнийских плейбоев и дам, проводящих все свое свободное время на пляжах Малибу. Появление через год 5-дверной версии произвело еще большую сенсацию и повлекло за собой целый ряд клонов, среди которых главным конкурентом Toyota стала “хондовская” CR-V (модель появилась осенью 1995 года).
Тестируя RAV4, просто не обойтись без ее сравнения с CR-V. Эти две машинки, так полюбившиеся за последние годы и российским дамам, во многом “братья по крови”, хотя, несмотря на родство, различий тоже немало. Honda чуть длинней и за счет трансмиссии имеет сзади абсолютно плоский пол. У Toyota передняя подвеска типа McPherson, у Honda — двойные поперечные рычаги. Задняя тоже — у CR-V это “многорычажка”, перекочевавшая от Civic, а для RAV4 позаимствовали у спортивной Celica. Полный привод у RAV4 постоянный, а у Honda ведущими служат лишь передние колеса (задние подключаются лишь при пробуксовке).
Продолжая тему сравнений, нельзя не отметить нижнюю часть этих “паркетников”. У Honda самая низкая точка — глушитель посредине колесной базы и задней стойки. У Toyota — приемная труба выпускной системы в районе переднего моста (что заставляет задуматься о последствиях съезда с дороги). Благодаря полному приводу машины без труда преодолевают скользкий травяной косогор, рыхлый песок или небольшие снежные преграды. Но не более того. В противном случае есть риск повредить глушитель или подвеску. Вот поэтому авто и названы “паркетными”, хотя понятно, что у нас качество этого самого напольного материала резко отличается от того, что распространено на исторической родине этих автомобилей.
И все равно для российских условий, когда на большей территории страны “12 месяцев зима, а остальное — лето”, подобные джипчики — идеальное средство передвижения. Большие колеса, высокопрофильные шины, высокий клиренс, достаточно жесткая подвеска позволяют практически не замечать дефектов покрытия. И даже на отвратительных дорогах преодолеваемые рытвины и ухабы почти не передаются на руль и не сбивают машину с курса.
Toyota в отличие от Honda почти спортивный автомобиль — он резко и без промедления повинуется требованиям водителя и пунктуально отслеживает профиль дороги. Словно извиняясь за задиристый характер, подвеска RAV4 менее шумно “комментирует” особенно крупные ямы и колдобины. В поворотах на большой скорости RAV4 почти не имеет себе равных среди всех машин, которые народ называет у нас джипами.
Кстати сказать, за прошедший год официальные дилеры продали 2655 RAV4 против 1780 у Honda CR-V. Причем еще пару лет назад все было наоборот. И не надо забывать при этом, что цена Toyota почти на 3—4 тысячи долларов выше, чем у Honda. Можно предположить, что по итогам 2004 года разрыв в цифрах продаж еще больше увеличится — ведь осенью прошлого года на смену RAV4 второго поколения пришла машина третьего поколения. Учитывая популярность RAV4 second edition, японцы не стали вносить кардинальных изменений в конструкцию, и рестайлинг был минимальным. Именно новую версию RAV4 мы и взяли на тест.
Изменение экстерьера коснулось лишь противотуманок (квадратные заменены на круглые), появились омыватели на фарах, а колесные диски увеличились на 1 дюйм (теперь они 16-дюймовые). Внутри изменений чуть больше — подушек безопасности стало 8, на руле появилась кожаная отделка. Полностью изменилась центральная консоль —
теперь она выглядит как нечто среднее между моделями Avensis и Land Cruiser и даже в базовой версии имеется система климат-контроля и “музыка” с CD-проигрывателем.
Главный козырь рестайлинговой версии — 2-литровый двигатель (150 л.с.) с технологией VVT-i с интеллектуальной системой фаз газораспределения. За счет этого у новинки появились дополнительные преимущества по сравнению с ближайшими конкурентами. Во-первых, такой движок почти бесшумен не только на холостых, но и при высоких оборотах. Во-вторых, он отличается исключительной плавностью хода, высокой производительностью и обладает впечатляющей экономичностью (8,8 л на 100 км). В-третьих, именно 2-литровый VVT-i — лучший в своем классе по показателю крутящего момента. Поэтому у RAV4 спортивная приемистость (10,6 с до 100 км/ч), а максимальная скорость — 185 км/ч.
Причем, как было сказано выше, RAV4 едет просто исключительно, и вы действительно получаете удовольствие от процесса вождения. Ни к посадке, ни к регулировкам кресел, руля и зеркал нет никаких претензий, обзор назад тоже позволяет свободно обходиться без установки парктроников. Пятерым пассажирам в RAV4 не тесно. И даже если вам надо перевезти крупногабаритный груз, то и тут внешне небольшой автомобиль не подведет. Задние сиденья (по отдельности или оба сразу) можно сложить, сдвинуть вперед или просто вынуть из салона (кстати сказать, подобные варианты трансформации отсутствуют у конкурентов).
Олег ГАЗМАНОВ, композитор, певец и главный “есаул” России и страстный поклонник дорогих и качественных машин, самая любимая из которых — 3-дверная Toyota RAV4 второго поколения, на которой он в основном и передвигается по городу и вне его. Водительский стаж — более 20 лет:
— В свое время вы приезжали ко мне, показывая Jeep Cherokee. Тогда я доказал вам, что RAV4 превосходит его по проходимости. Особенно в зимних условиях. Мне “равчик” служит уже почти 4 года и ни разу меня не подвел. А уж как я люблю скорость, знают многие. Так вот, RAV4 по своим динамическим характеристикам меня абсолютно устраивает. Если я решу своего “ветерана” поменять на какой-нибудь “паркетник”, то без долгих раздумий выберу только RAV4. А так как я стал теперь еще и семейным человеком и одновременно папой, то это будет точно 5-дверная версия.