1635

Золотой ключик

Помните, кем был автослесарь в дошоковые времена? Царь и бог, вершитель судеб и отец родной. Не было для автомобилиста человека более необходимого и полезного, а его благосклонности старались добиться самыми изощренными способами...
Поделиться

Помните, кем был автослесарь в дошоковые времена? Царь и бог, вершитель судеб и отец родной. Не было для автомобилиста человека более необходимого и полезного, а его благосклонности старались добиться самыми изощренными способами.


В неофициальном рейтинге советских профессий эта специальность всегда находилась в первой пятерке, где-то между директором магазина “Вино-воды” сверху и космонавтом или летчиком-испытателем снизу. А насколько сложно стать автослесарем сегодня?Попробуем разобраться...

Всевозможных техцентров, автосервисов и подпольных мастерских развелось как собак нерезаных. И пользуются их услугами практически все слои населения. Особенности сначала советского, а затем и российского уклада жизни приучили наше моторизованное население самостоятельно изучать материальную часть. Мы привыкли во все вникать лично и решать любые технические вопросы при помощи самого немудреного набора инструментов (молотка и такой-то матери). А причины нашей патологической страсти к самодеятельности кроются скорее не в дороговизне запчастей и услуг, а в предубеждении, выработанном годами. Дескать, пока до сервиса доберешься, пока отстоишь очередь, пока мастер соизволит подойти. Неровен час, диагноз поставит неверный или чего-нибудь недокрутит по рассеянности. Одним словом, лучше не связываться — себе дороже. Но связываться все же приходится. Поэтому мы и решили разведать, насколько сладка жизнь автомеханика и сложно ли устроиться на работу по этой крайне дефицитной ранее специальности.

В «черной» яме

Как дамы рекомендуют друг другу хорошего гинеколога, так и водители рекомендуют соседям по гаражу или коллегам наиболее приемлемый по качеству работ и ценам автосервис. Хорошие специалисты у нас всегда ценились на вес золота. Давно замечено: в постперестроечной России окончательно нивелировалось значение диплома об образовании. Сегодня, похоже, без “корочки” о специальной подготовке можно устроиться работать даже доктором в больницу. Главное, чтобы человек был хороший, ответственный, умел ладить с людьми, не перечил начальству и схватывал все, что называется, на лету. А там, глядишь, и до завотделением дорастешь. Примерно так в целом обстоят дела в области ремонта и обслуживания автомобилей. Настоящих дипломированных специалистов, будь то выпускники вузов, техникумов или ПТУ, на московских СТОА, конечно, немало, но в то же время и не абсолютное большинство. Руководящий состав солидных фирменных техцентров в основном с высшим образованием, а те, кто крутят гайки, зачастую являются самоучками — выходцами с рабочих окраин. Впрочем, обо всем по порядку.

Верного рецепта, как устроиться на работу автослесарем, естественно, нет. В “черный” нелегальный гараж идут, как правило, не от хорошей жизни. Скорее по дружбе с владельцем гаража. Он же — начальник отдела кадров, инженер по технике безопасности, главный бухгалтер. Вроде все просто, зато и трудовой стаж, заработанный на ниве подпольного ремонта, не будет учтен в трудовой книжке и пенсионном фонде. Заработать в таком месте, если будут клиенты, можно неплохо. Нет необходимости делиться с государством, а с “крышей” всегда договоришься. Наличные из кошельков автовладельцев перетекают прямиком в карманы слесарей. От этого и цены у гаражников вполне умеренные. Например, ваш корреспондент недавно перебирал двигатель на своей “девятке” у знакомого умельца, купившего пару боксов в одном гаражном кооперативе. Работа вместе со всеми комплектующими (поршни, кольца, вкладыши, фильтры, масло, тосол, герметик, сальник маховика), с расточкой блока цилиндров, последующей регулировкой клапанов, зажигания, чисткой карбюратора и т.п. обошлась в $370. Все работы были закончены в течение 2 рабочих дней. Качеством ремонта я остался вполне доволен. То же самое, но на фирменной станции или в более-менее крупном автосервисе обошлось бы дороже раза в полтора, а то и два.

Между делом умелец мне поведал о своей нелегкой доле. Рекламу он не дает, опасается налоговиков и лишнего внимания со стороны прочих органов. Поэтому может рассчитывать лишь на рекомендации своих клиентов. Отсюда индивидуальный подход и высокое качество работы. Инструмент у него высококачественный и дорогой, которому позавидуют многие “фирмачи”. Кроме того есть целый шкаф подсобной литературы и огромный ассортимент бэушных, но исправных комплектующих.

Работает частник всего с одним выходным в неделю, однако его заработки высокими не назовешь. Бывают месяцы, когда не набирается и пятиста “баксов”. Зато когда клиент валит валом, можно “поднять” до 2—2,5 тыс. “зеленых”. Правда, и пахать придется не разгибаясь, без перерыва на обед. Подмастерьем или наемным рабочим устраиваться к такому частнику невыгодно. Оплата невелика, нет никаких гарантий, что завтра не окажешься на улице.

В “белых” сервисах все иначе. Более человеческие условия работы, график, какой-никакой, но все же минимальный соцпакет. Судя по объявлениям в газетах и интернет-сайтах по трудоустройству, спрос на ремонтников сегодня довольно высокий. Причем требования, предъявляемые к соискателям, весьма умеренные. Профильное образование приветствуется везде, но не является необходимым условием. Главное — стаж работы в данной области. На зарплату в 6—9 тыс. рублей берут даже новичков, если вы, конечно, не полный профан в автомобилях. Стаж от одного года, а зачастую и больше требуется в местечках послаще, с заработком до 15 тысяч рублей.

«Маслопупы» и маляры

Используя доступный рынок вакансий и отчасти подсуетившись, можно подыскать место и с более выгодными предложениями. Приличный стаж, который вы легко сможете подтвердить, известность и солидность прошлых работодателей вкупе с профильным образованием позволят вам рассчитывать уже на $500—700. Если на собеседовании работодатель сможет убедиться в вашей вменяемости и адекватности, то вас скорее всего примут на работу. Правда, пятьсот “зеленых” на старт вам вряд ли кто-нибудь положит, сначала — испытательный срок, и лишь затем — небо в алмазах. К слову сказать, оплата как у слесарей, так и прочих специалистов, как правило, сдельная. Нет клиентов — сосешь лапу, клиент идет — суетись и набивай мошну. Бывает, что и на самых крутых и дорогих станциях местный пролетариат, вполне квалифицированный, сидит на голодном пайке. Другое дело, что паек этот бывает разным. На фирменных СТОА, обслуживающих отечественные авто, люди зачастую получают и по $300—400. В стане иномарок этот минимум в среднем на $200—300 выше. Но везде существует своя иерархия.

По-флотски — “маслопупы” — условно считаются наименее привилегированной кастой. Чтобы крутить гайки под присмотром опытного мастера, наивысшей квалификации не требуется. Арматурщики и автомаляры — интеллигенция. За творческую работу у нас всегда платили больше, здесь нужен опыт и рука мастера. Примкнувшие к ним мотористы со стажем, электрики и спецы по ремонту КП (особенно автоматических) тоже на дороге не валяются. Диагност — специальность, требующая и вовсе особых знаний и чутья. В сервисных центрах официальных дилеров ведущих иностранных автопроизводителей это, пожалуй, самая оплачиваемая должность. Но здесь необходимо свободно ориентироваться в устройстве практически всех автомобилей.

Если говорить об оплате квалифицированных сотрудников, то она настолько различна в разных автосервисах, что пытаться обозначить четкий коридор бессмысленно. Можно лишь сказать, что для отечественных авто хорошо $1000, для иномарок (авторизованные СТОА) эта сумма может считаться средней. Здесь заработки могут подниматься до нескольких тысяч долларов в месяц. Понятно, что на первых порах ни о каких тысячах речь и близко не идет, но с чего-то нужно начинать.