При первом взгляде на силуэт новой “сороковки” кажется, будто перед вами старая знакомая — 60-я модель Volvo, только слегка подрубленная сзади. Неудивительно, что внешние отличия от “старшего брата” заметны лишь искушенному автомобилисту.
Если весь модельный ряд “Volvo” выстроить в одну линию, то сзади машины будут практически одинаковы, и “сороковка” — не исключение. А вот ее “лицо” претерпело значительные изменения. Чтобы в этом убедиться, достаточно поднять капот новой S40 — он откроет “чрево” автомобиля, нисколько не обнажая радиатор и околокрыльное пространство моторного отсека. А на предыдущем поколении он плавно перетекал в решетку радиатора. Повнимательнее осмотрев автомобиль снаружи, замечаешь и другие новые элементы, появившиеся во внешнем облике Volvo S40. Так, фары ближнего света, расположенные, как и прежде, в общем блоке с дальними, теперь окантованы светящимися синими ободками, словно они ксеноновые (как раз и нет — эти элементы устанавливаются за доплату). А вместо привычных для шведской марки щеточек фароочистителей стоят струйные омыватели, к сожалению, не всегда справляющиеся с грязью наших дорог. Бросаются в глаза и повторители “поворотников”, вмонтированные в корпуса боковых зеркал (подобное решение теперь встречается все чаще). В конечном итоге даже столь незаметные отличия от старой “сороковки” внесли в экстерьер новой S40 динамизм и стильность. Автомобиль так и пышет добротностью и дороговизной. Параллельно Volvo S40, как и все машины этой марки, внушает уверенность в завтрашнем дне его владельца.
И даже не в финансовом плане, а в его защищенности от всяких неожиданностей на дороге — массивные толстые двери, окна-бойницы, мощные бамперы. Причем все это по-настоящему. Так, в передних дверях разместилось по два бруса безопасности — верхний и диагональный, выполненные из разных сортов стали. Дверь и закрывается как-то по-особенному — мягко и властно одновременно. А еще кузов оборудован мощнейшими поперечными усилителями под передней панелью и между средними стойками. Обратите внимание на такой технический нюанс — жесткость на кручение по сравнению с предыдущей моделью возросла почти на 70%. Не говоря уже о многочисленных аэрбегах, АBS с электронным распределением тормозного усилия, сиденьях со встроенной системой WHIPS, предохраняющей позвоночник при наезде сзади, и многом другом. Кстати, все это предлагается в качестве штатного оснащения.
Кроме традиционных мер безопасности новая “сороковка” получила и ряд дополнительных устройств, заботящихся о том, чтобы водитель как можно меньше отвлекался от дороги. Так, впервые применена система IDIS — Intelligent Driver Information System. Во время активных действий водителя рулем она, например, перехватывает входящий звонок на встроенный телефон и просит подождать абонента вплоть до стабилизации движения автомобиля.
Главные же отличия внутри. И дело даже не в размерах салона, практически не прибавившего пространства для пассажиров, и не в качестве применяемых в оформлении интерьера материалов, и не в их исполнении — здесь все безупречно, а скорее в кардинальном изменении всех его составляющих. Панель приборов стала ниже, а центральная консоль мало того что расположена симметрично, но еще и как бы подвешена в воздухе. Во всяком случае, так сначала кажется, когда видишь металлическую — с палец толщиной — пластину, на которой “вырисованы” кнопки управления всем необходимым оборудованием, — отсюда можно набирать номер встроенного телефона, менять настройки в меню аудиосистемы (о качестве которой говорит наличие процессора Dolby Pro Logic II, раскладывающего звук по пяти каналам), климат-контроля или управления замками и светом. Правда, некоторые органы управления (например, регулятор температуры воздуха в салоне) мало того что находятся внизу, в правой части центральной консоли и гораздо ближе к пассажиру, так еще непросто с ходу разобраться в алгоритме их работы. Тот же регулятор температуры в случае необходимости единолично устанавливает разную температуру для водителя и пассажира. За “подвешенной” консолью пустота, заканчивающаяся нишей. Причем это, пожалуй, единственное место, где можно что-то положить (даже литровую бутылку минералки), так как и карманы в дверях, и ящик подлокотника, и “бардачок” для этого не приспособлены вовсе. Скорее все эти “щели” для газет и в лучшем случае сигарет.
Очень информативны приборы — в верхней части привычные циферблаты, внизу дисплей, высвечивающий пробег и заданный режим коробки передач. Вечером его зеленоватая подсветка навевает ассоциации с кабиной пилота самолета.
На передних сиденьях довольно вольготно, тем более что кресла очень удобные и имеют все необходимые регулировки, вплоть до поясничной подпорки. Комфортной посадке водителя в немалой степени способствуют горизонтальная и вертикальная регулировки руля, толстый обод которого сам ложится в ладони. На S40 он многофункционален — клавиши на спицах, кнопки с “барашками” в подрулевых рычагах.
Сзади, конечно, потеснее, и вряд ли здесь “уживутся” трое седоков, особенно в дальней дороге. Но двое детей смогут путешествовать просто шикарно. Из дивана выдвигаются специальные подушки-подставки — подросшего малыша можно удобнее усадить и даже пристегнуть штатными ремнями безопасности.
Отличительная особенность салонов практически всех Volvo — исключительная шумоизоляция. В движении S40 подтвердила правило, абсолютно не досаждая посторонними шумами в совершенно различных режимах.
Интересно, что для Volvo S40 разработано два варианта подвески — Standard и Dynamic. “Стандартное” шасси отличается более комфортной настройкой. Второй вариант, как вы поняли из названия, предполагает более жесткую направленность.
Естественно, потребовались и несколько иные силовые агрегаты. Для новых “сороковок” инженеры компании создали двигатели, представляющие собой нечто среднее между слабым и топовым вариантом. Так, предлагается два пятицилиндровых (!) 2,4-литровых двигателя мощностью 140 л.с. и 170 л.с. Интересно, что в индексе второго мотора добавлена буква “i” (S40 2.4i). Раньше можно было подумать, что первый имеет карбюраторную систему питания, а второй — инжектор. Сейчас все гораздо проще — у впрысковых двигателей с одинаковым рабочим объемом лишь различное программное обеспечение.
Возвращаясь непосредственно к испытуемой нами S40 2.4i, можно отметить, что автомобиль с этим мотором способен порадовать владельца достойной динамикой. И даже весьма умеренные запаздывания автоматической пятиступенчатой коробки передач Aisin-Warner ему не помеха. Тем более теперь есть и ручной режим, причем фиксирующий выбранную ступень и исключающий самопроизвольное ее переключение вверх и вниз. Кстати, можно подобрать комплектацию и с шестиступенчатой “механикой”.
Оснащение новой “сороковки” предполагает, что потенциальный владелец машины непременно захочет “подрайверить”, поэтому Volvo S40 2.4i даже со стандартной подвеской легко поддается на провокацию заноса, хотя и делает это плавно. При этом система стабилизации движения (DSTC) остается на страже даже после отключения специальной кнопкой, расположенной на тоннеле, — она просто позволяет машине скользить чуть дольше и глубже, но в случае опасности все равно вмешивается и гасит занос. Если же придется тормозить в повороте, электроника четко распределит тормозное усилие на колесах — Volvo словно “идет по рельсам”, практически не отклоняясь от траектории. Правда, педаль тормоза не слишком информативна, и отчетливо заметно раннее срабатывание АBS.
Ну а самым главным достижением новых моделей “Volvo” стал иной имидж известной марки. Долгое время эти машины служили дипломатам, западным пенсионерам и даже российским депутатам, а теперь могут заинтересовать и иные классы населения. Смотрите, как аккуратно и непринужденно самая маленькая в модельной гамме Volvo S40 приобрела налет спортивности, столь востребованный сегодня молодым поколением. При этом “сороковка” осталась настоящим семейным седаном, правда, ориентированным на молодую пару с маленьким ребенком. Ее будущий владелец, несмотря на возраст, занимает определенное положение в обществе и имеет высокооплачиваемую престижную работу, но не лишен задора.