1771

Чешская падчерица

Для России “Skoda” — особенная марка. В свое время она стала для многих наших соотечественников первой качественной (читай новой) иностранной машиной, приобретенной за доступные деньги. Все началось с неприхотливой Felicia, а позднее появился по-настоящему куда более привлекательный “продукт”, вышедший из-под чешско-немецкого “пера”, — Octavia.
Поделиться

Для России “Skoda” — особенная марка. В свое время она стала для многих наших соотечественников первой качественной (читай новой) иностранной машиной, приобретенной за доступные деньги. Все началось с неприхотливой Felicia, а позднее появился по-настоящему куда более привлекательный “продукт”, вышедший из-под чешско-немецкого “пера”, — Octavia.


По автомобильным меркам Octavia уже можно назвать моделью-долгожителем (впервые она была представлена аж в сентябре 1996 года), и только нынешней осенью в салонах официальных дилеров появится ее второе поколение. Но это не значит, что предыдущая Octavia исчезнет. Дабы не “наступать опять на грабли”, чешский концерн решил не сразу снимать ее с производства, как это произошло с Felicia. В течение ближайших 4—5 лет старая версия будет выпускаться параллельно с обновленной.

Несмотря на то что ее прямым предком стал относительно небольшой VW Golf, Octavia производит впечатление крупного автомобиля — визуально она смотрится намного респектабельнее большинства своих “одноклассников”. Свое дело сделали и партнеры из VW — в экстерьере авто явно прослеживаются немецкие мотивы — капот сложной формы, большие блок-фары, хромированная решетка радиатора с фирменной эмблемой.

Тем не менее это самый настоящий хэтчбек или, как его часто называют, “псевдоседан” С-класса (хоть и максимально приближенный по размерам к более крупному сегменту D), рассчитанный в первую очередь на роль семейного автомобиля. Главное его достоинство — огромный багажник, в “спокойном” состоянии вмещающий 528 литров поклажи. Эти литры довольно функциональны — абсолютно ровная площадка позволяет оптимально разместить большое количество груза. Причем, надо отдать должное конструкторам, пользоваться багажным отсеком весьма удобно — ширина погрузочного отделения больше метра, спинка заднего дивана может складываться в пропорции 2/1, открывая широкие возможности для перевозки длинномеров, а в грузопассажирском варианте объем багажника возрастает до 1330 литров.

Однако для того, чтобы добиться таких выдающихся цифр, разработчикам пришлось существенно урезать жизненное пространство задних пассажиров. Здесь, видимо, в полной мере проявилась “семейная” направленность авто, когда диван чаще всего отдается на откуп детям, людям же среднего роста во втором ряду будет, мягко говоря, тесновато (здесь Skoda Octavia напоминает вазовскую “девятку”). Если передние сиденья отодвинуть до упора назад, колени пассажиров упрутся в спинки кресел, а человека с баскетбольными габаритами ждет поездка в “позе эмбриона” и со вжатой в плечи головой — от подушки до потолка чуть больше 95 см. Кстати, в силу особенностей конструкции кузова — массивной крышки багажника и внушительных стоек — заметно ограничен и обзор (сдавать задним ходом приходится “на глазок”). Впрочем, спереди гораздо просторнее — здесь сможет разместиться любой, даже высокий водитель, благо его сиденье регулируется по высоте, а рулевая колонка еще и по вылету. Причем в меру жесткие сиденья с неплохой боковой поддержкой обеспечивают обоим седокам вполне комфортные условия.

Внутреннее убранство особыми стилистическими изысками не отличается — все просто и функционально. Крупная панель приборов, приятный на ощупь руль, доступные рычажки и переключатели. Все вроде бы неплохо. Однако при этом по-спартански лаконичное торпедо и подчеркнуто “бюджетный” жесткий пластик отделки (даже несмотря на то, что изготовлен и подогнан он довольно качественно) с солидным экстерьером машины как-то не вяжутся. Вся эта нарочитая простота несколько “коробит”, и иногда создается впечатление, что сидишь не в иномарке, а в каком-то неизвестном пока широкой общественности отпрыске отечественного автопрома.

Дилерские салоны сегодня предлагают покупателям на выбор три варианта комплектации Octavia — “classic”, “ambiente” и “elegance”. С двумя последними все более-менее ясно, там есть практически все, что автомобилисты привыкли ассоциировать с оснащением современной иномарки: и ABS, и электропакет, и подушки безопасности, и кондиционер, и аудиосистема. Мы же знакомим вас с “бюджетной” версией — “classic”. Тут-то и выяснилось, что в “базе” Octavia может “похвастаться” лишь гидроусилителем руля, регулируемым по высоте водительским сиденьем и аудиоподготовкой, а также обязательным для всех “русифицированных” Skoda “пакетом плохих дорог”. Он включает защиту картера, влагостойкую электропроводку, усиленные рулевую рейку и подвеску. Кстати, благодаря последней дорожный просвет “вырос” до 17 сантиметров. Из дополнительного оборудования на этой машине стояли только электрические стеклоподъемники передних дверей, центральный замок, электрозеркала с подогревом и подушка безопасности водителя — в общем, даже по российским меркам машина откровенно “пустая”.

Все двигатели, которыми комплектуется Skoda Octavia, достались ей от более именитых “родственников” VW и Audi. В линейке есть аж восемь (четыре бензиновых и четыре дизельных) силовых агрегата — такое богатство выбора способно удовлетворить самого привередливого покупателя. Для спокойных водителей вполне подойдут скромные 1,6-литровый 75-сильный бензиновый мотор или 1,9-литровый 70-сильный дизель с непосредственным впрыском топлива, для самых же “горячих” предлагается турбированный 20-клапанный бензиновый агрегат объемом 1,8 л, выдающий 150 л.с.

Под капотом тестовой Octavia размещен, пожалуй, самый распространенный в нашей стране 1,6-литровый 101-сильный двигатель. Одно из достоинств именно этого силового агрегата (а также его 75-сильного “коллеги”) — надежность. Он способен без особых проблем “пробежать” около 200 тыс. км, но только при условии регулярного и качественного обслуживания. Кроме того, он спокойно “переваривает” неэтилированный 92-й бензин, что немаловажно для российских условий эксплуатации. Причем данный факт не находка отечественных Кулибиных — об этом упоминает сам производитель. Однако подобной экономией лучше не злоупотреблять: каталитический нейтрализатор — штука довольно нежная.

Кто-то может подумать, что 101 “лошади” этого двигателя для Octavia недостаточно, однако это далеко не так. Конечно, показать отменные динамические характеристики он не в силах, особенно при полной загрузке машины, но мощности мотора вполне хватает для спокойной городской езды. Правда, водителю придется посильнее “раскручивать” его — после 3000 об./мин у “движка” открывается “второе дыхание” (впрочем, это характерно для многих импортных двигателей, “задушенных” в угоду экологическим нормам Запада). В то же время особенно усердствовать в этом не стоит — Octavia имеет довольно скромную шумоизоляцию, и при приближении стрелки тахометра к красной зоне звук мотора становится навязчивым.

Удачно подобраны передаточные числа ступеней коробки, хотя похвастаться четкой работой она не может. Третья передача оказалась довольно длинной — в скоростном диапазоне от 30 до 90 км/ч можно не переключаться. В рваном городском ритме это удобно.

Неплохо показали себя и тормоза Octavia (спереди — вентилируемые дисковые, сзади — обычные барабанные). Мягкая педаль обеспечивала эффективную остановку практически на любом покрытии. Хотя отсутствие ABS в “базе” на машинах подобного класса, согласитесь, сегодня выглядит несколько странно. А предлагать ее в качестве опции считается плохим тоном у солидных автопроизводителей.

Острый руль Octavia придется по вкусу далеко не каждому — на высоких скоростях поворачивать “баранку” приходится аккуратнее, по возможности исключая резкие движения, иначе машину начинает заметно “болтать”.

Как ни крути, Octavia предназначена для спокойной и размеренной езды, в этом нетрудно убедиться, выбравшись за город, на трассу. Вальяжный ход автомобиля располагает к комфортному путешествию. Хотя даже после набора 140 км/ч автомобиль уверенно держит дорогу, не склонен к продольной раскачке и боковым кренам. В меру жесткая (благодаря “российскому пакету”), но не “зубодробительная” подвеска обеспечивает неплохой комфорт, проглатывая мелкие неровности. Правда, повторюсь, шумоизоляция салона не на высоте — при приближении к “максималке” отчетливо слышен аэродинамический шум кузова и “рычание” двигателя. Усиливают неприятную какофонию и простенькие “узкие” покрышки, коими комплектуют машину.

После близкого знакомства с Octavia осталось двойственное чувство. Этот автомобиль, впрочем, как и многие другие, имеет и достоинства, и недостатки, пропорциональное соотношение которых будет изменяться в зависимости от пристрастий того или иного водителя. С одной стороны, солидная стройная внешность и вместительный багажник, что делает авто подходящим как для поездок на работу, так и на дачу с семьей; с другой — весьма приземленный интерьер, теснота на заднем ряду сидений и практически полное отсутствие какой-либо электроники в “базе”. К тому же цена “чеха” сегодня уже не кажется такой уж доступной...