Правоохранительные органы задержали и обвинили заместителя губернатора области Саввы Леонова в получении взятки. Цена “вопроса” потянула на $150 000. По мнению следствия, эти деньги — благодарность от местного предпринимателя за нужное распределение квот на подержанные иномарки.
Во избежание дальнейшего распространения скандала губернатор области Владимир Егоров сразу же отменил эти квоты, что тут же привело к огромным очередям на местной таможне. Рынок подержанных иномарок в области тут же завис. Кроме того, Егоров 11 августа совершил вояж в Москву к главе Минэкономразвития Герману Грефу и представил ему некоторые предложения по решению этой проблемы. В частности, как сообщили “МКмобилю” в Минэкономразвития, было предложено вообще отменить квоты на подержанные иномарки. Однако жители области напряглись: для многих перегон подержанных машин из Европы в Россию — единственный способ зарабатывания денег, и на калининградском авторынке появились панические слухи о том, что вслед за ликвидацией льгот отменят и льготную растаможку автомобилей. Напомним, льготная растаможка для жителя эксклава обходится примерно в два раза дешевле, чем, например, жителю Москвы.
Понятно, что эта информация “надувает” рынок, и некоторые эксперты уже предсказывают рост цен на подержанные иномарки. Мол, в среднем они должны подорожать на $1500—2000. Однако пока никакой информации об отмене льготной растаможки для жителей Калининградской области в соответствующих федеральных ведомствах нет. Законом “Об особой экономической зоне в Калининградской области” региону предоставлены льготы по таможенному обложению товаров, ввозимых для внутреннего потребления, в том числе они распространяются и на легковые автомобили. По мнению многих перегонщиков, проблема в том, что эта льгота превратилась в кормушку для группы дельцов, спекулирующих квотами на ввоз машин. Эти квоты приобретаются на организуемых областной администрацией аукционах по цене $101—110 долларов за авто. Затем они реализуются калининградцам по цене $1500—1700! Прибыль сумасшедшая — более 1500% (в самом начале квота за машину не превышала $300—500)!
Еще более интересно то, как эти квоты распределялись. Годовую квоту почти в 12 000 автомобилей власти намеревались продать тремя крупными лотами по 3800 машин в каждом. По самым осторожным оценкам стоимость одного лота составляла около $380 000!
По мнению Сергея Боярского, председателя Калининградского отделения “Движения автомобилистов России”, в первом полугодии 2004 года коррумпированные областные чиновники специально создали искусственный дефицит квот, что позволило значительно поднять на них цены. Поэтому за 7 месяцев 2004 года было реализовано только 23% годового объема квот (3600 из 15 000). Последний аукцион состоялся 2 августа 2004 года. Было выставлено 3 лота по 3800 автомобилей. При этом два из трех лотов не были выкуплены.
Понятно, что у перегонщиков средней руки таких денег отродясь не было. Поэтому самые многочисленные продавцы, сбывавшие в год 15—20 иномарок, оказались выдавленными с местного рынка. Их место заняли “киты”, диктовавшие свои условия игры на рынке подержанных машин. При перепродаже квот эти “благодетели” перегонщиков-индивидуалов и простых автомобилистов засовывали к себе в карман весьма солидную сумму. Становится понятно, ради чего были в свое время пролоббированы эти квоты на подержанные иномарки и кто за этим стоит.