Мобильная связь сейчас доступна практически каждому. Расстраивает только необходимость постоянно тратить кровные на “пополнение лицевого счета”. Но для граждан, проводящих значительную часть жизни в авто, есть возможность постоянно и бесплатно оставаться на связи с друзьями, родственниками, а то и с деловыми партнерами, не говоря уж о спецслужбах типа ГАИ или, скажем, пожарных.
Воплотить мечту большинства россиян о чем-то бесплатном может приобщение к радиосвязи в CB-диапазоне. Название произошло от сокращенного английского названия “Citizen Band”, что в переводе означает “гражданский диапазон” радиосвязи на частотах от 26.970 до 27.850 МГц. В России радиолюбителей официально “допустили” в CB-диапазон в 1988 году. Достаточно приобрести пару комплектов радиостанций, и в пределах Москвы можно общаться вполне реально.
И никаких финансовых затрат: нажал кнопочку — говоришь, отпустил — слушаешь.
Надо сказать, что, по разным оценкам, в Москве сейчас порядка 50 тысяч пользователей CB-радиостанций. Чтобы приобщиться к их числу, нужно приобрести как минимум две вещи: саму радиостанцию и антенну к ней.
Можно, конечно, обратиться к какой-нибудь фирме — установщику дополнительного электрооборудования. Однако, надо сказать, что монтаж комплекта не доставит затруднений даже бесконечно далекому от техники человеку. Во-первых, для этого нужно “присобачить” парой винтов в любом удобном месте салона кронштейн крепления радиостанции. Чаще всего их устанавливают либо сверху приборной панели, либо подвешивают снизу торпедо. Тангенту — выносной микрофон — частенько крепят к левой стойке ветрового стекла. Некоторые предпочитают вешать ее около самого блока радиостанции. Догм тут нет — как кому удобно, так и устанавливают.
Радиостанции различаются по своим параметрам. Чем больше “наворотов” заложено в ее конструкции, тем она дороже. Самая простенькая, мощностью всего в 4 Вт, может работать всего на 40 каналах приема-передачи. Как правило, на них уже “сидит” множество абонентов, и качество связи тут оставляет желать лучшего — каждый пытается докричаться до собеседника, заглушая при этом всех прочих “страдальцев”. За переключение с канала на канал отвечает тумблер на передней панели блока радиостанции. Более сложные устройства работают с большим числом каналов, а выходная мощность радиостанции может достигать 10 Вт. Владелец самой “навороченной” и соответственно дорогой станции может общаться уже на 400 каналах, переключая их с помощью отдельной кнопки на тангенте. Такие устройства могут уже похвастаться чем-то вроде внешнего дизайна — “мордочка” радиостанции даже облицована пластиком “под дерево”. Отечественное законодательство в области радиосвязи ограничивает мощность любительских радиостанций СВ-диапазона 10 ваттами. В реальных условиях эксплуатации, особенно в городе, этого, конечно, не хватает. Чаще всего приходится сталкиваться с ситуацией “я всех слышу, а меня — никто”. Для решения этой проблемы торговцы радиооборудованием уже давно предлагают страждущим усилители выходного сигнала. Прибор с внешними габаритами как у пары пачек сигарет усиливает “исходящий” сигнал до 100 Вт. И покупатели, и контролеры из Радиочастотного центра РФ, бывшего Госсвязьнадзора, прекрасно осведомлены о незаконности использования таких усилителей. Но первые вынуждены нарушать закон, чтобы в полной мере использовать преимущества СВ-связи, а вторые, видимо, осознавая бесперспективность борьбы с этим неизбежным злом, закрывают на происходящее глаза.
Хотя еще несколько лет назад чиновники из Госсвязьнадзора время от времени проводили при поддержке нарядов сотрудников ДПС рейды по выявлению нарушителей. По правилам незаконную коробочку требовалось изъять, а ее владельца оштрафовать. Реально СВшник, как правило, отделывался от проверяющих небольшой взяткой. Проверки на дорогах остались в прошлом, тем более что сейчас почти каждый автомобиль такси для связи с диспетчером оборудован радиостанцией СВ-диапазона. Да и сам Госсвязьнадзор изменил не только название, но и подвергся серьезной реорганизации, которая, судя по всему, не затихает и сейчас в связи с глобальной реформой госслужбы, затеянной российскими властями.
Далее придется заняться радиоантенной. Наиболее распространены два их вида, принципиально отличающиеся только способом крепления, — с помощью магнита или через специальный кронштейн. С магнитными антеннами все понятно: “шлепнул” ее на крышу, прикрутил кабель к разъему радиостанции, пропустив его через дверной проем, и все, установка завершена. В идеале, конечно, нужно было бы продырявить для прокладки кабеля крышу, но на такое святотатство даже самые отчаянные “сибишники” решаются крайне редко. Магнитный способ крепления, без сомнения, удобен, однако, по словам специалистов в этой области радиосвязи, качество приема такой антенны ниже, чем у оснащенных кронштейном. Последние можно крепить с помощью своего рода струбцины к водоотливному желобку на крыше или к кромке крышки багажника. Вариант с установкой на крыше предпочтительней, поскольку в радиосвязи действует принцип “выше антенна — лучше связь”. Для установки на автомобили торговля предлагает достаточно много моделей СВ-антенн. Предлагаются устройства длиной 1—2,5 метра. Чем оно длинней, тем лучше прием, но здравый смысл и реальные условия эксплуатации на легковушке сужают диапазон до полутора-двух метров.
Чтобы стать полноправным участником диалогов в радиоэфире, необходимо зарегистрировать свежеприобретенную радиостанцию в Радиочастотном центре. Для этого нужно написать заявление, в котором указать паспортный номер прибора, и оплатить разрешение на выход в эфир с его помощью, предъявив банковскую платежку на 504 рубля. Разрешение действует в течение года, по истечении которого документ нужно будет продлить, заплатив на этот раз 414 рублей. Теоретически наличие разрешения сотрудник Центра может проверить у вас где-нибудь на автотрассе. Его отсутствие может стать основанием для конфискации радиоприбора. В реальности этим иногда балуются только гаишники, не имея на то никаких законных прав.
На отечественном рынке устройств СВ-связи представлено несколько брендов — и отечественных, и иностранных. Разницу между аналогичными моделями разных производителей сможет почувствовать только продвинутый радиолюбитель. К тому же СВ-радиостанции всех марок, продающиеся в России, производятся в Китае. Удивительно, но факт: модельный ряд лежащих сейчас на прилавках радиостанций не обновлялся уже много лет. Оказывается, производители давно пришли к пониманию, что бессмысленно изощряться в придумывании новых “прибамбасов”. Все необходимое потребителю в этом секторе рынка уже создано, и разработка новинок — пустая трата денег.