Напомним, что сегодня максимальная выплата по ущербу здоровья по ОСАГО составляет 240 000 рублей. Однако этих денег родственники погибших в авариях отродясь не видели. Оказывается, страховщики нашли лазейку, чтобы не платить. По Гражданскому кодексу РФ деньги по факту смерти в ДТП выдаются исключительно в размере стоимости ритуальных услуг. На сегодняшний день эта сумма составляет всего 10 000—12 000 «деревянных».
Почему после перелома руки или шеи выплаты по ОСАГО могут составить максимальную указанную в законе сумму, а когда в аварии кто-то гибнет, те же выплаты составляют в двадцать раз меньше?
— Такую логику наши граждане принимать отказываются, и я их очень понимаю, — заявил Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) на недавней пресс-конференции страховщиков. — Надеюсь, что через какое-то время мы внесем соответствующие изменения в закон об ОСАГО, чтобы по смерти выплачивалась нелимитированная КоАПом сумма. Родственники погибшего в ДТП гражданина будут получать максимальные деньги, оговоренные законом, — 240 000 рублей. Таким образом, выплаты станут производиться по принципу: максимальный ущерб — наибольшая сумма компенсации...
Сколько это будет стоить страховщикам? Ежегодно в авариях погибают от 32 000 до 35 000 граждан. Если эти цифры умножить на максимальную выплату по этому риску, получается примерно 10 млрд. рублей. Такова цена изменения в тексте закона об ОСАГО. Причем размер выплат должен зависеть от характера травмы, полученной пострадавшим в ДТП.
По мнению Андрея Кигима, президента Российского союза автостраховщиков (РСА), сегодня к закону об ОСАГО существует немало претензий. Например, что считать внутренней территорией?
По закону, если ДТП произошло на внутренней территории, к которой относятся дворы, то страховые выплаты пострадавшим в ДТП не производятся. Считать ли внутренней территорией место заправки на АЗС или стоянку у супермаркета?
— Мы стали заложниками текста закона, — говорит Кигим. — Тем не менее мы крайне довольны, что сегодня обсуждаются только шероховатости документа, а не сам федеральный закон...
Тем не менее, по мнению Игоря Жука, члена президиума РСА, нерешенных проблем, связанных с работой закона, немало:
— В этом году мы получили несколько сотен жалоб от автомобилистов. В основном они касаются двух вещей — недостаточных выплат и затягивания страховщиками сроков рассмотрения заявлений потерпевших в аварии.
Как сообщил Дмитрий Макаров, председатель комитета РСА по информационным технологиям, по статистике примерно 3% застрахованных по ОСАГО автовладельцев попали в ДТП. По мнению специалистов, эта цифра повысится до 5%. Сегодня практически все деньги, которые компания собирает, уходят на выплаты потерпевшим. Мировой опыт показывает: на ОСАГО никто не зарабатывает, деньги компаниями зарабатываются на сопутствующих страховых продуктах — к примеру, АвтоКАСКО или страховании жизни или жилья.
— Очень часто, обсуждая тарифы ОСАГО, используют некорректные сравнения, — говорит Ломакин-Румянцев. — Например, если покупаешь полис добровольной ответственности, его цена составляет всего $110. А по «обязаловке» — в среднем $140. Однако добровольный полис с лимитом ответственности в $10 000 действует только один раз. После первой же аварии договор со страховщиком придется перезаключать. Полис же ОСАГО в отличие от добровольной «автогражданки» — многоразового действия. За весь срок его действия аварии можно совершать хоть каждый день. (Правда, из-за регулярных аварий стоимость «обязаловки» на следующий год для горе-водителя может увеличиться многократно. — Ред.) И компания каждый раз обязана выплачивать страховое возмещение третьему лицу.
По оценке Страхнадзора, сегодня выплаты страховщиков составляют от 68 до 78% от максимально возможного. Поэтому у компаний через два-три года могут возникнуть с выплатами большие проблемы.