На дрожжах?

Автопром за первые месяцы прошлого года продемонстрировал очень высокие темпы развития в сравнении с 2003 годом. Достаточно сказать, что в первом полугодии 2004 года прирост производства в легковом автомобилестроении составил 16,7%! Однако к концу года минувшего темпы значительно снизились. Основная причина в том, что ГАЗ, УАЗ и «ИжАвто» на значительное время приостановили свои конвейеры.

Автопром за первые месяцы прошлого года продемонстрировал очень высокие темпы развития

в сравнении с 2003 годом. Достаточно сказать, что в первом полугодии 2004 года прирост производства в легковом автомобилестроении составил 16,7%! Однако к концу года минувшего темпы значительно снизились. Основная причина в том, что ГАЗ, УАЗ и «ИжАвто» на значительное время приостановили свои конвейеры.


Представители заводов мотивировали эти действия проведением технической реконструкции некоторых производственных участков. Кроме того, в последние месяцы прошлого года произошло некоторое затоваривание заводских площадок нераспроданной продукцией. Но, несмотря на некоторые отрицательные тенденции, специалисты оценивают работу предприятий в 2004 году как положительные. Всего на территории России произведено 1 388 378 автомобилей — на 8,4% больше, чем в 2003 году.

В прошлом году отечественные производители выдали на-гора 1 109 958 легковых автомобилей (на 9,9% больше, чем в 2003-м). Впервые за пятнадцать лет в стране было изготовлено больше легковых автомобилей, чем в 1990 году (тогда произвели 1 102 691 авто). Однако доля иностранных моделей в общем выпуске наших легковушек составила свыше 130 000 штук.

Примечательно, что в июле и сентябре 2004 года впервые превышен ежемесячный уровень производства легковых автомобилей в 100 000 автомобилей. Эксперты «АСМ-холдинга» подчеркивают, что эта цифра подтверждает тот факт, что потенциал российских автомобилестроителей уже превышает 1 200 000 легковых автомобилей в год. Одновременно стало очевидным, что к столь мощному поступлению легковых автомобилей, зафиксированному в июле—сентябре 2004 года, российский рынок не готов.

И как следствие такого массированного предложения автопроизводителей — резкое снижение продаж, а затем и сокращение производства в октябре—декабре. В частности, наиболее характерно это отразилось на ОАО «ИжАвто». Здесь в ноябре—декабре производилось всего 25% легковых автомобилей от уровня, достигнутого заводом в июне—августе прошлого года.

Несмотря на это ОАО «ИжАвто» удалось в итоге по результатам 2004 года опередить уровень 2003 года по производству легковых автомобилей на 5,3%. Исключительно стабильно выпускал и реализовывал свою продукцию в 2004 году ведущий российский производитель легковых автомобилей — ОАО «ВАЗ».

В течение года он неоднократно пересматривал в сторону увеличения первоначальные планы и в итоге изготовил около 718 000 автомобилей, или на 2,6% больше, чем в 2003 году. Несмотря на серьезные осложнения в IV квартале, ОАО «ГАЗ» удалось произвести в 2004 году 65 686 автомобилей «Волга», или на 15,7% больше, чем в 2003 году. Производство автомобилей «Ока» увеличилось в ОАО «КамАЗ» на 3% (изготовлено 41 207 единиц), а в ОАО «СеАЗ» снизилось на 5% (19 000 единиц). На 4,9% снизилось производство легковых автомобилей ОАО «УАЗ».

Ускоренными темпами производства отличались предприятия, организовавшие сборку автомобилей иностранных моделей в России. Вот некоторые цифры. ЗАО «Автотор» построило почти 15 000 автомобилей (выпуск увеличен в 1,7 раза), ЗАО «Форд Мотор Компани» — в 1,83 раза (29 703 автомобиля). ООО «ТагАЗ» выпустил в 2004 году в 5 раз больше автомобилей, чем в 2003 году, ЗАО «GM-АвтоВАЗ» — в 2,6 раза.

В целом за год эти предприятия собрали более 133 000 легковых автомобилей, а их доля в общем выпуске машин составила 12% (в 2002 году — лишь 1,1%, а в 2003 году — 5,3%).

В ближайшее время новые предприятия по производству автомобилей иностранных моделей в России предполагают организовать «Toyota», «Volkswagen», «Hyundai» и другие автопроизводители (даже «Mercedes»). Все это позволяет прогнозировать существенное увеличение доли иностранных моделей в общем производстве легковых автомобилей в России и значительное обострение конкурентной ситуации на российском авторынке для отечественных предприятий. Если учесть только действующие заводы, то доля иностранных моделей в 2005 году должна вырасти до 16,6% от общего производства легковых автомобилей в России, а к 2010 году достичь почти 30%! Отметим, что сегодня лидерами продаж являются модели, производство которых организовано в России или в ближнем зарубежье, — это Chevrolet Niva, Ford Focus, Hyundai Accent и Daewoo Nexia.

None