Шустрые «проходимцы»

Сегодняшние герои нашей рубрики — не рядовые внедорожники, а настоящие внедорожные легенды, овеянные славой «Camel Trophy» и Дакара. Однако воспринимать их лишь как покорителей бездорожья было бы непростительной ошибкой: и новый Discovery, и обновленный Patrol приятно удивляют резвостью характера и отменным поведением на асфальте.

Сегодняшние герои нашей рубрики — не рядовые внедорожники, а настоящие внедорожные легенды, овеянные славой «Camel Trophy» и Дакара.

Однако воспринимать их лишь как покорителей бездорожья было бы непростительной ошибкой: и новый Discovery, и обновленный Patrol приятно удивляют резвостью характера и отменным поведением на асфальте.

А солидный внешний вид, высокий уровень комфорта в салоне и широчайшие грузопассажирские возможности обеих машин делают их едва ли не идеальными средствами передвижения.


Появившийся у дилеров в конце прошлого года Discovery третьего поколения кардинально отличается от предшественника. Автомобиль, изначально задумывавшийся как нечто среднее между утилитарным Defender и роскошным Range Rover, определенно совершил гигантский рывок в сторону последнего. Нынешний Disco — почти Range, начиная с выразительной «граненой» внешности и заканчивая отточенным ездовым характером.

Радикально обновив в минувшем году трудягу Patrol, японцы тоже сделали акцент на роскошь.

И если внешние изменения почти незаметны (автомобиль получил новые бамперы, оформление фальшрадиаторной решетки в стиле современных корпоративных стандартов «Nissan», обновленную оптику), то не увидеть перемен в салоне просто невозможно. Дизайнеры буквально «перетрясли» интерьер, придав внутреннему убранству внедорожника более респектабельный вид. Первое, что бросается в глаза, — двухцветная передняя панель, верхняя темная секция которой, выполненная из приятного на ощупь чуть шероховатого пластика, оттеняет светлую нижнюю часть. Топ-версия Patrol с бензиновым двигателем рабочим объемом 4,8 л получила комбинацию приборов «Fine vision» (черная «слепая» панель «оживает» с поворотом ключа зажигания). Центральная консоль с «двухдиновой» аудиосистемой и блоком управления климат-контролем отделана вставками под дерево. Наконец, покупатели Patrol в исполнении Elegance получают кожаный салон, передние кресла с электрическими регулировками и руль с «деревянной» отделкой.

Не упрекнешь в простоте и «британца». Однако «внутренний мир» Discovery чужд показной восточной роскоши: пластиковых «дров» в салоне Land Rover вы не найдете. Интерьер, будто вычерченный с помощью линейки и циркуля, — логическое продолжение экстерьера: те же математически выверенные сопряжения поверхностей. Особого — лестного — упоминания достойны передние кресла с развитой боковой поддержкой, анатомическими спинками и великолепными длинными подушками. Поиск удобной посадки за пухлой кожаной «баранкой», регулируемой по углу наклона и по вылету, значительно облегчают электроприводы сиденья. А найдя оптимальный вариант, можно «забить» настройки в бортовой компьютер, способный запомнить три положения кресел и зеркал. В комбинации приборов — только самое необходимое: спидометр, тахометр да указатели температуры охлаждающей жидкости и запаса топлива. Имеется и большой информационный дисплей, на который выводятся данные трип-компьютера и системы самодиагностики. Все красиво: и матовая металлическая окантовка приборов, и фирменная зеленая подсветка, жаль лишь, что традиционно мелкую оцифровку шкал удобочитаемой при всем желании не назовешь.

Впрочем, к водителю и его ощущениям мы еще вернемся. А пока посмотрим, что наши герои предлагают пассажирам. Задний диван Patrol (на самом деле это два пухлых складных кожаных кресла) вполне способен принять трех человек, однако по-настоящему комфортно там смогут разместиться лишь двое. На это, кстати, недвусмысленно указывает пара широких подлокотников (в сложенном виде они, собственно, и образуют спинку третьего места), в которых прячутся удобные выкидные подстаканники. Надо сказать, что задние кресла Patrol не только легко складываются, открывая доступ в багажник, — подобно передним, они снабжены продольной регулировкой. Ее диапазон, правда, не очень широкий — всего несколько сантиметров, но какая-никакая возможность выиграть дополнительное пространство для ног, не беспокоя сидящих впереди, все же есть.

Пассажиры Discovery — их во втором ряду тоже может быть трое — такой возможности лишены. Впрочем, места и так хоть отбавляй. В отличие от «японца» в салоне Land Rover три раздельных задних сиденья, причем среднему пассажиру предлагается почти полноценное место, которое лишь незначительно уже остальных. Ну а если сзади путешествуют только двое, спинка свободного кресла легко превращается в широкий подлокотник (да какой там подлокотник — настоящий столик!).

«В базе» оба внедорожника пятиместные, однако можно приобрести и версию с двумя дополнительными сиденьями (именно такие и побывали у нас на тесте). Как правило, третий ряд кресел в таких автомобилях считается «детским»: залезать туда взрослым пассажирам тяжело, а забравшись, некуда девать ступни, колени упираются в спинку впередистоящего сиденья, да и воздуха над головой маловато. Правда, в нашем случае все было не так трагично. Скажем, «на галерке» Patrol места для ног (точнее, для ступней — в зоне коленей свободно) определенно не хватает, зато потолок не давит. А вот в Discovery все наоборот: пассажиры — да и то лишь рослые — посетуют разве что на дефицит пространства над головой.

Возможность взять на борт сразу всех чад и домочадцев, конечно, привлекает. Одна беда — места для багажа в обеих машинах уже не останется: за спинками третьего ряда сидений поместится от силы пара небольших чемоданов. Однако даже пожертвовав обитателями галерки, владелец Patrol вынужден мириться с фактом, что сложенные и притороченные к бортам сиденья все равно «съедают» часть полезного пространства. Хозяину Discovery такие проблемы незнакомы: если дополнительные места не используются, их просто убирают в «подпол». Конструкция сидений такова, что в сложенном виде спинки образуют часть пола багажного отсека. Более того, сложив кресла второго ряда, владелец Land Rover получает идеально ровную багажную платформу (или, если угодно, спальное место). Все дело в компоновке салона, где сиденья расположены как в античном амфитеатре — каждый последующий ряд выше предыдущего. Помимо преимуществ в трансформации, такое решение позволяет пассажирам без помех наслаждаться пейзажем. Кстати, если уж речь зашла о созерцании живописных окрестностей, то здесь Discovery предлагает пассажирам почти неограниченные возможности. Помимо обычного электрифицированного люка в тестовой машине имелись прозрачные вставки над вторым и третьим рядами сидений, что обеспечивало практически панорамный обзор. В крыше Patrol — всего один (правда, довольно большой) люк, разумеется, тоже снабженный электроприводом.

Однако кого, по большому счету, интересует, что там разглядят в пути пассажиры? Главное, чтобы с водительского места все было видно. А с этим у наших героев все в порядке. Зеркала заднего вида позволяют прекрасно ориентироваться в потоке, практически не оставляя «мертвых» зон. Рулевой Discovery может пользоваться и салонным зеркалом (правда, лишь при сложенных сиденьях третьего ряда — иначе все, что он разглядит, это лица пассажиров). Водитель Patrol в принципе тоже не лишен этой возможности, однако взгляд его встречает еще большее число препятствий. Мало того, что огромные лопатообразные подголовники откидных кресел будто специально предназначены для ограничения обзора, мешает еще и кожух запасного колеса. К тому же в ненастную погоду стекла двустворчатой задней двери моментально покрываются слоем грязи, а единственный «дворник» очищает лишь чисто символическую «бойницу».

Но не беда: как уже было сказано, наружных зеркал вполне достаточно. А то, что можно считать недостатком в одной ситуации, оборачивается достоинствами в другой. К примеру, менять колесо на Patrol гораздо легче, чем на Discovery, где «запаска» подвешена под днищем.

А распашная «калитка» (одна створка вдвое уже другой) очень удобна на тесной парковке. Кстати, пятая дверь «британца» тоже двустворчатая и асимметричная, только открывается в другой плоскости. Интересно, что нижнюю часть — она выдерживает довольно значительный вес — производитель рекомендует использовать в качестве… наблюдательной платформы.

Впрочем, довольно ходить вокруг да около — пора уже рассказать, каковы наши герои в деле, то есть на дорогах и направлениях. Хотя сперва — еще одна небольшая ремарка, объясняющая выбор силовых агрегатов тестовых машин. В принципе оба автомобиля доступны как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. (Покупателям Patrol предлагаются 3-литровые 160-сильные турбодизели или 245-сильные бензиновые рядные «шестерки» рабочим объемом 4,8 л, а клиентам Land Rover — 2,8-литровые 190-сильные турбодизели V6 и 4,4-литровые V-образные бензиновые «восьмерки», развивающие 295 л.с.) Однако солярка у большинства обладателей престижных внедорожников по-прежнему не в чести, и, повинуясь общему настрою, мы остановились на самых мощных бензиновых версиях. А такие авто предлагаются только с «автоматами».

Утверждая, что создатели нового Discovery совершили настоящую революцию, российские представители «Land Rover» ни на йоту не погрешили против истины: автомобиль кардинально отличается от предшественника. В прошлом остались неразрезные мосты — теперь все колеса имеют независимую подвеску. Канули в Лету рычаг раздаточной коробки и блокируемый вручную межосевой дифференциал — всем управляет электроника. Система Terrain Response позволяет выбрать один из пяти режимов комплексных настроек двигателя, трансмиссии и подвески, наиболее точно отвечающий тому, что имеется под колесами. Кроме того, у водителя есть возможность менять передаточный ряд (переход на пониженную передачу в раздаточной коробке допускается на скоростях до 40 км/ч, на повышенную — до 60 км/ч) и величину клиренса (опционная пневматическая подвеска позволяет поднять или опустить кузов на 50 мм). В общем, с прежней моделью нынешний Disco роднят разве что постоянный полный привод (крутящий момент распределяется по осям в пропорции 50:50) да электронная система контролируемого движения под уклон Hill Descent Control (HDC).

Коренные изменения в конструкции ходовой, помноженные на новые возможности движка (прежняя «восьмерка» развивала всего 185 сил, а старый «автомат» не отличался быстротой реакций), превратили Discovery в героя асфальта. Авто отлично разгоняется, прекрасно держит дорогу на высоких скоростях, охотно заныривает в повороты, великолепно тормозит — короче, ведет себя практически по-легковому. Адаптивный 6-ступенчатый «автомат» подружился с двигателем и вообще стал гораздо расторопнее. Кроме того, у водителя появилась возможность перевести коробку в «спортивный» режим, дающий возможность еще более динамичного разгона, или взять управление трансмиссией на себя (в «мануальном» режиме все без обмана: «автомат» позволяет до предела использовать возможности двигателя и сам передачи вверх не переключает).

Однако если Disco нас приятно удивил, то Patrol — сразил наповал. Махровый «проходимец», свято сохранивший все внедорожные атрибуты вроде лонжеронной рамы и неразрезных мостов, почти не уступал на асфальте «отступнику» Discovery. Не беда, что ощутимо проигрывающий в мощности «японец» не в состоянии достойно соперничать с «британцем» в динамичном разгоне. Он возьмет свое на трассе. И дело даже не в том, что «паспортная» максимальная скорость Patrol всего на 5 км/ч меньше, чем у Disco(отрываться «на все деньги» по зиме мы все же не решились). Вопреки ожиданиям даже очень быстрая езда не превращается в подвиг. Стрелка спидометра пересекла отметку «160», а Nissan пер по далеко не идеальному покрытию подмосковного шоссе как паровоз по рельсам, уверенно держась «в кильватере» Land Rover и абсолютно не требуя коррекции курса! Конечно, большой внедорожник — не спорткупе: кренится в поворотах, а на скользкой дороге норовит «помести хвостом». Но даже в отсутствие электронной системы стабилизации справиться с ним вполне реально. От водителя потребуются навыки обращения с «классическим» приводом: «штатные» ведущие колеса Patrol задние, а передний мост при необходимости подключается рычагом раздаточной коробки на скорости не более 40 км/ч (инструкция по обращению с «раздаткой» — на обороте солнцезащитного козырька).

К эскападам в стиле «off-road» не располагала резина, в которую были «обуты» наши герои. Поэтому с полной уверенностью мы можем утверждать лишь одно: с «городским бездорожьем» машины справляются шутя — бордюры и сугробы им не помеха. Кстати, сошлемся на отчет об осеннем тест-драйве Nissan Patrol («МКмобиль», № 47/2004), дающий исчерпывающее представление о мощном внедорожном потенциале этого автомобиля.

Впрочем, подавляющее большинство обладателей внедорожников покидают асфальт раз в год по обещанию. В русле этой тенденции, видимо, и двигались создатели нового Discovery, положившие много сил и средств (что, кстати, сказалось на цене: «наш» Disco стоил $81 200, а предшественник в сходной комплектации обходился примерно на $30 000 дешевле) на улучшение именно дорожных характеристик автомобиля. Не исключено, что тем же путем пойдут и разработчики очередного поколения Patrol. И, чего доброго, лишат человечество одного из последних внедорожных героев.


None