На красное не ставить?

Судя по первому Гран-при сезона-2005, революция, начатая в «Формуле-1» с целью низвержения высоких скоростей и раздутых бюджетов, установила не новый порядок, а настоящую анархию. Элитарные гонки мирового автоспорта превратились в лотерею. Но все-таки задача номер один оказалась выполнена — Шумахера-старшего загнали в конец пелетона. Вот только надолго ли?

Судя по первому Гран-при сезона-2005, революция, начатая в «Формуле-1» с целью низвержения высоких скоростей и раздутых бюджетов, установила не новый порядок, а настоящую анархию. Элитарные гонки мирового автоспорта превратились в лотерею. Но все-таки задача номер один оказалась выполнена — Шумахера-старшего загнали в конец пелетона. Вот только надолго ли?


Сильно обольщаться соперникам «Ferrari» все-таки не стоит. Второе место Рубенса Баррикелло в Австралии (добытое, между прочим, с 11-го стартового места) — лучшее подтверждение более-менее реального и высокого потенциала конюшни из Маранелло. Хотя, если судить по ходу и итогам первого Гран-при, нынешний сезон должен сложиться все-таки поинтереснее предыдущего. Благодаря и новым правилам, и подтянувшимся конкурентам, причем довольно неожиданным.

Самый длинный в истории сезон «Формулы-1» начался 5—6 марта в Австралии на трассе Альберт-парк, расположенной на территории городского парка. На время проведения Гран-при аллеи перекрывают и создают из них извилистую, узкую 5,3-километровую трассу. Хотя, конечно, не настолько сложную и экзотическую, как в Монако. По крайней мере в Мельбурне прямо на обочине не стоит казино. Правда, отсутствие игорного заведения с лихвой компенсировал этап «Формулы-1», отличившийся непредсказуемостью рулетки. И те, кто поставил на красное, проиграли. Стоило выбрать голубое.

Одни вопросы

С первого же дня Гран-при Альберт-парк незримо окутал легкий и нервный флер неизвестности. Слишком уж много составляющих у «формулической» головоломки в этом году. Впервые в истории сезон «Формулы-1» состоит из 19 этапов — добавилась трасса в Стамбуле. Все ли команды готовы вынести столь длительный марафон? Или справиться с новой аэродинамикой — машины здорово поменяли свое поведение на дороге. Первой жертвой новой аэродинамики, причем еще до старта, чуть было не стала «Minardi» — главный аутсайдер попытался выставить на гонку машины, не соответствующие регламенту этого года, немедленно наткнувшись на сопротивление «Ferrari» и «Red Bull». Австралийская «Minardi» подала иск против организаторов чемпионата в суд «по месту жительства», более того, выиграла. В ответ власти «Формулы-1» пригрозили лишить Австралию права проведения Гран-при… В итоге в последний момент команда все-таки внесла в машины необходимые изменения и была допущена на стартовую решетку. А один из пилотов, Патрик Фризахер, даже в итоге добрался до финиша!

Первый Гран-при не дал ответа, как изменится стратегия гонок из-за необходимости использовать одни и те же шины во время квалификации и всей гонки. А то, что она изменится, не вызывает сомнений. Теперь гонщик может поменять шину, только если она повреждена не по его вине, например, после проезда по обломкам от аварии или после столкновения. Если же покрышки просто износятся, машина должна быть снята с гонки. Правда, в Австралии массовых сходов, вылетов или потери очков на последних кругах гонки из-за изношенных шин не наблюдалось. Но и температура трека была вполне комфортной. Настоящие шинные испытания еще впереди.

А вот правило одного двигателя на два гоночных уик-энда увидеть в действии все же удалось. Вернее, не само правило, а лазейку в регламенте — пилоты BAR заканчивали гонку вне очковой зоны и были сняты с дистанции досрочно. Теперь на втором Гран-при на их автомобилях в отличие от других машин будут стоять «свежие» моторы, причем без всяких штрафных санкций. Возможно, так же поступят и с машиной Михаэля Шумахера.

Так что начавшиеся гонки ставят команды в такие условия, которые просто невозможно смоделировать на тестах. Вероятно, именно поэтому первый этап отличался некоей хаотичностью. Этому способствовали и новый порядок квалификации, который с каждым годом носит все более и более случайный характер, и непредсказуемая погода.



Шумахера «умыли». Дождем

Самую главную из своих «подстав» погода устроила в субботу, когда в общем-то и решилась судьба гонки. В ходе первой квалификации, итоги которой теперь суммируются с результатами второй, утренне-воскресной, хлынул дождь. Больше всех повезло Джанкарло Физикелле, который выехал и не в самом начале сессии, и не слишком поздно, когда на трассу уже обрушился ливень. В итоге Джанкарло занял промежуточный поул, а в воскресенье лишь закрепил свой успех. Его партнеру Фернандо Алонсо повезло меньше. А хуже всех пришлось Михаэлю Шумахеру, Фелипе Массе и Такумо Сато. В итоге во второй квалификации эти гонщики вообще не стали проходить быстрого круга. Более того, на их болидах были сменены двигатели, поскольку штраф в минус десять мест на старте особой роли бы не сыграл — сколько позиций ни вычитай из нуля, все равно получится старт из конца пелетона. Но после прогревочного круга стало ясно, что почетная миссия стартовать последним все же останется за Кими Райкконеном: «McLaren» финна заглох перед стартом. Машины ушли на второй прогревочный круг, а «серебряная стрела» — в боксы. Правда, в итоге Кими все-таки удалось зацепиться за очки, заняв восьмое место. Учитывая шестую позицию Хуана-Пабло Монтойи, на старте сезона «McLaren» выглядит отнюдь не плачевно.

Шумахер-старший, стартовавший предпоследним, также имел все шансы добыть очки. Он успел прорваться в зачетную восьмерку, когда на 46-м круге, выехав со второго пит-стопа, столкнулся с Ником Хайдфельдом. После финиша соперники ограничились вежливыми «реверансами», в глубине души, вероятно, костеря друг друга на чем свет стоит. Но если Шумахер уже может позволить себе гоняться в свое удовольствие, то дебют Хайдфельда в «Williams» оказался изрядно подпорчен. Как, впрочем, и дебют нового «Williams», а также BAR и «Sauber» — этим машинам откровенно не хватало скорости. Но, наверное, больше всех расстроился Ярно Трулли — дебютант «Toyota», стартовавший со второго места, но даже не попавший в очки.

А вот Физикелла, получивший после долгих лет ожидания первый в своей карьере настоящий шанс, «распустил крылья» и летел навстречу второй в своей карьере победе. «Физико» уступал первую позицию, лишь заезжая на дозаправки. Его партнер Фернандо Алонсо «зацепил» плохую погоду на субботней квалификации и был вынужден продираться из середины пелетона. Впрочем, вполне успешно. И если бы не упорное сопротивление Жака Вильнева на Sauber, на чем Алонсо потерял немало времени, быть бы командному дублю в «Renault». И если бы, конечно, стартовавший с 11-го места Рубенс Баррикелло ко второй волне дозаправок не вышел на вторую позицию. Несмотря на все перемены, «Ferrari» по-прежнему остается, пожалуй, лучшим стратегом в «Формуле-1». И в общем, несмотря на случайный характер многих событий в мельбурнском Альберт-парке в первые выходные марта, полуторачасовая гонка более-менее расставила все по своим местам…


ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА:

— Впервые в своей жизни, после десяти лет в «Формуле-1», я получил быстрый автомобиль с огромными возможностями. До сих пор я не мог продемонстрировать свой талант, потому что у меня не было «правильной» машины.

«МКмобиль»: Вот и мы уже начали забывать о том, что десять лет назад «Физико» считался одним из самых многообещающих молодых пилотов. У боссов «Renault» память оказалась хорошей.


Рубенс БАРРИКЕЛЛО:

— Мой результат показывает, что «Ferrari» далеко не в кризисе. Мы готовы к борьбе. Вижу, что многие команды сделали большой шаг вперед, подготовили новые машины… Что ж, пока мы едем на старой, новая модель уже на подходе, и она будет еще лучше, чем эта!

«МКмобиль»: Вот только что это за традиция такая — начинать сезон на старой машине? Выбросить жалко или это интернациональный состав команды отдает дань итальянскому «раздолбайству»?


Фернандо АЛОНСО:

— Гонка получилась немного странной. Ни проблем, ни сходов, ни аварий, ни сейфети-каров на трассе… В общем, все слишком обычно, а в такой обстановке очень трудно обгонять и отвоевывать позиции.

«МКмобиль»: Видимо, отпущенную на австралийский Гран-при долю экстрима судьба вывалила еще в ходе субботней квалификации. Хотя, к примеру, Михаэль Шумахер с Алонсо мог бы и не согласиться…


ОНИ ПОПАЛИ В ОЧКИ

1. Джанкарло Физикелла (Италия, «Renault») 1 час 24 мин. 17.336 сек.

2. Рубенс Баррикелло (Бразилия, «Ferrari») + 5.553

3. Фернандо Алонсо (Испания, «Renault») + 6.712

4. Дэвид Култхард (Великобритания, «Red Bull-Cosworth») + 16.131

5. Марк Уэббер (Австралия, «Williams-BMW») +16.908

6. Хуан-Пабло Монтойя (Колумбия, «McLaren-Mercedes») + 35.033

7. Кристиан Клиен (Австрия, «Red Bull-Cosworth») + 38.997

8. Кими Райкконен (Финляндия, «McLaren-Mercedes») + 39.633




None