1556

Когда размер – не главное

Женевский автосалон как зеркало новых тенденций мирового автопрома
В минувшее воскресенье завершился Женевский международный автосалон, отметивший сразу две юбилейные даты — столетие со дня проведения первой национальной автовыставки и 75 лет с тех пор, как он получил статус международного. За 13 мартовских дней эту крупнейшую выставочную площадку автомобильного мира осмотрели более 800 000 человек, на ней работали около 4000 журналистов из 80 стран с пяти континентов.
Поделиться

В минувшее воскресенье завершился Женевский международный автосалон, отметивший сразу две юбилейные даты — столетие со дня проведения первой национальной автовыставки и 75 лет с тех пор, как он получил статус международного.

За 13 мартовских дней эту крупнейшую выставочную площадку автомобильного мира осмотрели более 800 000 человек, на ней работали около 4000 журналистов из 80 стран с пяти континентов.


У этого авторитетного автошоу несколько особенностей: во-первых, его проводят ежегодно и всегда в марте, когда автопроизводители демонстрируют и обкатывают на публике новинки и концепты начавшегося и предстоящего года. Во-вторых, традиционный швейцарский нейтралитет и отсутствие собственной автопромышленности как бы гарантируют всем брендам равные выставочные возможности, вне зависимости от статуса и национальной принадлежности, чем не могут похвастаться четыре других основных международных автосалона — Детройтский, Франкфуртский, Токийский и Парижский. В-третьих, до последнего времени Женевский салон был славен тем, что на него слетались весьма денежные покупатели и крупные дилеры, торгующие авто премиум-класса, и его даже критиковали за то, что он порой служил больше в качестве международной торговой площадки, а не витриной прогресса, хотя здесь всегда выставлялись модели, отвечавшие последнему писку автомоды (и на этот раз здесь было выставлено более тысячи новых или модернизированных автомобилей, а среди них 89 — это мировые и европейские премьеры).

Однако организаторы нынешней экспозиции намеренно сделали ударение не на коммерции, а на техническом прогрессе в автостроении, на защите окружающей среды, на требовании покупателей делать машины более безопасными, многофункциональными, более удобными для водителя и пассажиров и в конце концов не столь дорогими. Отсюда и девиз салона: «Сто лет прогресса моторинга», то есть передвижения в автомобиле, поэтому же отдана дань и истории «самодвижущейся тележки» — помимо отдельной уникальной выставки старинных, изумительно отреставрированных автомобилей, собранных в свое время в Швейцарии, кузова для которых делали местные дизайнеры, многие бренды рядом со своими новинками выставили и популярные когда-то модели.

Теперь о главных тенденциях в мировом автостроении, которые были отмечены экспертами, работавшими на Женевском салоне. Все маститые автопроизводители после многих лет борьбы за самый лакомый и прибыльный кусок рыночного пирога — сегмент больших и дорогих машин премиум-класса — теперь обратили свои взоры в прямо противоположном направлении: в сторону компактных машин А-класса и нижнего сегмента В-класса. Именно за счет массового выпуска маленьких автомобильчиков гранды автомира, и не только они, надеются вновь оседлать «птицу счастья» и резко увеличить приток евро и долларов, заметно оскудевший в последние годы.

Так что по этой причине без преувеличения можно назвать главным событием салона премьерное представление трех сестричек-близнецов — 107-ю модель и С1 от PSA «Peugeot-Citroёn» и Aygo от «Toyota Motors», которые с 28 февраля начали сходить с конвейеров их совместного предприятия — нового автозавода в чешском городе Колин. Эти маленькие, но качественные машинки (они будут выпускаться по 100 000 в год на одной платформе сначала с бензиновыми двигателями с польского завода «Toyota», а затем и с дизельными движками PSA) почти на одно лицо, особенно Peugeot 107 и Citroёn C1. А Aygo вообще была главным экспонатом большой, но однообразной и даже скучноватой экспозиции «Toyota». Объявленная цена — 8000—9000 евро. Но дело не только в них. У GM в Женеве мировым дебютантом стала и новая компактная модель Chevrolet Matiz (бывший Daewoo), которая будет выпускаться в Австрии. Даже VW налаживает производство «малышки» Fox (правда, чуть более дорогой, и в Бразилии). Задача ясна: привлечь покупателя с низкими доходами, который обычно покупал машины «секонд-хэнд».

И вторая тенденция. PSA «Peugeot-Citroёn» и «Kia», принадлежащая теперь «Hyundai», построили новые заводы в Словакии, «Suzuki» — в Венгрии. «Renault» организовало новое производство модели Logan в высшем сегменте В-класса на своем заводе под брендом «Dacia» в Румынии, машино-комплекты этого авто будут отправляться для сборки в другие страны, в том числе и в Россию. Второе крупное производство Logan «Renault» планирует организовать в Бразилии. Представители «Renault» признали, что не могут продать с прибылью автомобиль, произведенный в Западной Европе, по цене ниже 7500 евро ($9825).

Нынче в Центральной и Восточной Европе, включая Турцию, расположено 24 автосборочных завода и много производств, изготовляющих комплектующие. По мнению экспертов, рост производства автомобилей и комплектующих в этом регионе в ближайшие пять лет вырастет на 27%, в то время как в Западной Европе оно практически будет топтаться на месте. И есть еще и Россия, которая уже перегнала Италию по объему выпуска автомобилей и стала пятой страной-производителем в Европе. В России, как полагают эксперты, также появятся новые автосборочные заводы зарубежных брендов. Кроме того, крупные автопроизводители подталкивают предприятия, изготовляющие комплектующие, открывать филиалы в странах Восточной Европы и в России. Другими словами, многие крупные автопроизводители, с учетом дешевизны рабочей силы и материальных ресурсов, решили направить инвестиции на Восток. И производить дешевые автомобили для продажи как на местных рынках, так и в Западной Европе.

Характерно, что более четверти посетителей Женевского автосалона были представительницы прекрасной половины человечества, что отражает и положение на рынке — ощутимо растет число женщин — покупательниц авто. Этот фактор, требующий от автопроизводителей учитывать их мнение и вкусы, не мог не отразиться на экспонатах салона. Появился и термин — «женский автомобиль», который должен быть, по мнению маркетологов, более обтекаемым и «зализанным» по экстерьеру и предлагаться со многими опциями, чтобы женщина-клиент могла «построить» автомобиль, соответствующий ее внутреннему имиджу и отражать ее индивидуальность. При этом для дамы не столь важно, что под капотом, а интересуют маневренность, удобная посадка в авто и наличие большого багажника, полочек и «бардачков». И никаких «наворотов» в управлении.

И еще несколько общих выводов из того, что было показано на Женевском салоне. В основном экстерьер новых качественных моделей стал менее вычурным, спокойным; характерный пример — новый VW Passat: классическая элегантность! Новые компактные городские автомобили В- и С-класса при скромных внешних габаритах располагают достаточно просторными по высоте и ширине салонами и оснащаются самыми передовыми технологиями и устройствами, то есть относятся к качественным автомобилям. Кроме того, они, как правило, многофункциональны, спортивны по характеру поведения. И в самом деле, какая разница, в каком салоне пережидать «пробку» — в Bentley или Suzuki: было бы комфортно, прохладно, пусть вас развлекает хорошая аудиовидеосистема!

В то же время ведущие бренды ищут способы максимально удешевить производство автомобилей и уже не гнушаются применять пластмассу к месту и без повода. При этом часто используется дешевая пластмасса, без окраски или каширования мягкими материалами. Все шире применяются дешевые малоэстетичные обивочные материалы, что вряд ли радует потребителя.

Экономия затрат привела и к новым технологиям: например, все чаще отказываются от резиновых уплотнителей стекол, а применяется их клейка, при этом ставятся шлифованные стекла — красиво и современно. Но уже много споров вызывает стремление автопроизводителей выкачивать деньги из потребителя за счет расширения средств пассивной безопасности: количество подушек и занавесей безопасности явно становится чрезмерным, конструктивные решения проще и дешевле. Некоторые эксперты уже призывают стандартизировать применение подушек. Зачастую разрекламированное использование материалов с карбоновыми нитями, якобы успешно заменяющих металл, на самом деле — фикция: процент карбоновых волокон часто бывает столь низким, что они не служат упрочняющей арматурой, а стоимость детали растет.

Обзор мировых и европейских премьер Женевского автосалона начнем с именитых «немцев», тем паче что у них были самые большие экспозиции. Итак, «Mercedes-Benz» выставил здесь в качестве своей главной мировой премьеры модель В-класса Compact Sport Tourer, а европейским дебютантом стала новая «люксовая звезда» среди SUV — Mercedes Off-Roader M-Class. Его производство начнется весной в США и летом в Европе. Три из четырех предлагаемых моторов — новые: два V6 дизели ML320CDI (224 л.с., 510 Нм) и ML280CDI (190 л.с., 440 Нм) весьма экономичны (9,4 л на 100 км) и делают эту модель самой экономичной в своем классе. Третья новинка — бензиновый ML350 V6 (272 л.с., 350 Нм). Кстати сказать, одной из главных тем своей экспозиции фирма избрала 70-летие своего производства дизелей. Тема весьма актуальна, так как новые жесткие нормы Евросоюза по токсичности выхлопа можно преодолеть только с помощью нового поколения турбодизелей, которые и разработал этот бренд.

Модель оснащается новой 7-скоростной секвентальной АКП 7G-TRONIC и предлагается с двумя разными вариантами полного привода, позволяющими выбрать нужный, в соответствии с условиями предстоящей эксплуатации. Этот M-Class — внедорожник, способный обеспечить комфортное передвижение по суровому бездорожью. Пневматическая подвеска Airmatic может увеличивать клиренс со 110 до 291 мм, машина способна преодолевать брод глубиной до 600 мм. Для обеспечения большей безопасности при движении вне дорог использован самоподдерживающий каркас кузова с большими зонами деформации спереди и сзади, применены двухступенчатые подушки безопасности и новые подголовники Neck-pro, обеспечивающие дополнительную защиту при ударе сзади.

Как опция предлагается предупредительная система безопасности Pre-safe, выгодно выделяющая представленный SUV среди одноклассников. Эта новая технология срабатывает при возникновении угрозы безопасности, готовя и машину, и пассажиров к инциденту: она натягивает ремни безопасности у водителя и переднего пассажира, выбирает для переднего пассажира наиболее безопасное положение его кресла, регулируемого электроприводом, закрывает люк в крыше, если машина может опрокинуться.

Среди других новинок от «Mercedes-Benz» — новые 6-цилиндровые бензиновые и турбодизельные двигатели для моделей C-Class, E-Class и SLK-Class (до 32% мощнее и до 27,5% увеличен крутящий момент). Наконец, корпорация «DaimlerChrysler» выставила в Женеве новую версию Maybach — модель 57S. Литера «S» означает «специальный», так как она специально создана для владельцев суперлимузина, любящих самостоятельно пошустрить за рулем. Для этих господ машина не только оснащается новым, более мощным двухтурбинным бензиновым двигателем Mercedes-AMG V12 ручной сборки мощностью 612 л.с. (спидометр размечен до 320 км/ч, этот люкс-монстр весом 2,85 т разгоняется до 100 км/ч за 5 секунд), но и более жесткой спортивной подвеской, опустившей авто на 15 мм, а также 20-дюймовыми колесами на 11 спицах. Изменены и «передок» с обновленной радиаторной решеткой, и «задок», получивший новые задние фонари и два хромированных сопла выхлопных труб, что сделало экстерьер модели более динамичным, насколько вообще возможно придать, скажем, цилиндру спортивный вид. А вот в роскошной отделке салона предусмотрен настоящий «Ах!»: золото и драгоценные камни…

Тем не менее Maybach 57S выглядит много элегантнее, чем премьера от члена большой «семьи» BMW — Rolls-Royce Pfantom, который на 250 мм длиннее прежней версии. У этого суперлюксового лимузина просто монструальный «передок», роднящий его с головой закованным в латы рыцарем, опустившим усиленное забрало. Огромные двери-распашонки открываются на 80 градусов, позволяя высоким хозяевам пройти в салон, не снимая цилиндра и даже в кринолине. А вот «мощей» в нем меньше, и бегает он не так шустро, как Maybach 57S.

Что касается экспозиции BMW, то она оказалась богатой четырьмя серьезными мировыми премьерами: во-первых, это пятое поколение «трешек», названных «компактными спортивными седанами»; во-вторых, модернизированные «семерки» с более мощными и экономичными двигателями; в-третьих, новое купе М6; наконец, это хорошо «заряженная» модель 130i. Европейским дебютом стала полноприводная «пятерка» с новыми движками.

Остановимся на новой «трешке» — более доступной по цене россиянам, тем паче что она наиболее успешна по продажам из всей линейки моделей этого бренда и в течение 30 лет считается лучшей в своем среднем классе, по-прежнему оставаясь заднеприводной.

Три бензиновых и один дизель составляют гамму двигателей модели. На версии 330i стоит 6-цилиндровый движок, картер которого сделан из сверхлегкого магниевого сплава. Мощностью в 258 л.с. с крутящим моментом в 300 Нм, он — самый мощный и легкий среди подобных.

Используется обновленная версия великолепной системы управления клапанами Valvetronic вместе с системой управления изменяемым распредвалом double-Vanos. Модель разгоняется до 100 км/ч за 6,3 с, максимальная скорость — 250 км/ч.

320i — наиболее мощная 4-цилиндровая версия (50 л.с., 200 Нм, максимальная скорость 220 км/ч, тратит 7,4 л на 100 км). Версия 320D оснащена высокоэффективным 4-цилиндровым турбодизелем с Сommon Rail второго поколения. При мощности 163 л.с. его крутящий момент достигает 340 Нм, и он разгоняет машину до 100 км/ч за 8,3 с, а ее максимальная скорость — 225 км/ч (расход топлива — всего 5,7 л на 100 км).

У новой «трешки» 6-скоростная КП (как опция — АКП), благодаря которой она стала еще динамичнее, чем раньше. Мотор заводится и прогревается нажатием кнопки, у авто отличная развеска — 50:50. Впервые для машин С-класса покупатель для 6-цилиндровой версии может заказать систему активного управления движением, когда передаточное число в трансмиссии повышается с увеличением скорости. Добавим динамическую систему контроля устойчивости DSC последнего поколения и систему активного круиз-контроля ACC, отслеживающую интенсивность дорожного движения. Вот такая баварская «трешка»!

«Audi» посвятила свою экспозицию 25-летию «quattro» — появлению своей первой полноприводной модели в марте 1980 года здесь же, на Женевском автосалоне. И все 20 моделей, что были выставлены здесь теперь, четверть века спустя, с четырьмя кольцами на решетке радиатора, — тоже были «quattro»: седаны от А3 до А8, родстер ТТ, кабриолет А4, SUV Allroad. Ведь «quattro» — это действительно весомый вклад этого бренда в мировое производство качественных легковых автомобилей! А из новинок — третье поколение большого резвого универсала А6 Avant, выросшего на 97 мм и ставшего самым длинным среди фургонов среднего премиум-класса с двумя двигателями объемом 2,4 л и 4,2 л. И еще — спортивная версия седана А4 — RS4, которую позиционировали как семейную спортивную машину для езды круглый год.

В эту модель вложили немало технических решений, подсказанных автоспортом. Это и оборотистый двигатель, и обновленная система прямого впрыска FSI, и новейшая версия полного привода с асимметрично-динамичным распределением крутящего момента. RS4 «зарядили» движком V8 объемом 4163 куб. см, развивающим мощность в 420 л.с., и крутящим моментом в 430 Нм, который раскручивается до 8250 об/мин. До 100 км/час модель «добегает» за 4,8 с, до 200 км/час — за 16,6 с. Под стать этому «двигуну» и приметные спортивные линии, и плоскости в экстерьере RS4, включая большие отверстия воздухозаборников, и задний спойлер.

«Volkswagen» показал только одну мировую премьеру — Passat шестого поколения, о котором «МКмобиль» уже рассказывал, а вот «джиэмовский» немец «Opel» представил двух мировых дебютантов — второе поколение минивэна среднего класса Zafira и спортивную версию Astra OPC.

MVR Zafira — знаковая модель для «Opel», так как предыдущая версия, запущенная в производство еще в 1999 году в противовес Renault Scenic, была весьма успешной — продано 1,4 млн. штук, в основном благодаря системе сидений Flex7, позволявшей с легкостью плоско укладывать второй и третий ряд сидений. Новая Zafira сохранила Flex7 и при этом стала длинней на 150 мм, что позволило сделать салон просторнее. У нее одна платформа с Astra и много общего в интерьере, она отличается лучшей динамикой, благодаря взятому у той же Astra шасси с системой электронного демпферного контроля IDS Plus (интерактивная система привода). Как опция предлагаются панорамная стеклянная крыша и адаптивные фары. Оснащается Zafira на выбор четырьмя бензиновыми двигателями мощностью от 105 до 200 л.с. и тремя дизелями мощностью от 195 до 150 л.с. Ее продажи начнутся в июне.

Что касается Astra OPC, то это двухдверная машина — первая в линейке, состоящей из нескольких спортивных версий моделей бренда, которые, по словам Ганса Деманта, управляющего директора «Opel», должны продемонстрировать «динамический потенциал» того, что лежит в портфеле фирмы. Она оснащена 2-литровым двигателем мощностью 240 л.с., 6-скоростной КП и разгоняется до 100 км/ч за неплохие 7 с.

Если говорить о женевских мировых премьерах других брендов, принадлежащих корпорации GM и хорошо известных в России, то это Chevrolet Matiz и Cadillac BLS. Россияне отлично знают предыдущую версию Matiz, собиравшуюся в Узбекистане. Теперь ряд заводов разорившейся «Daewoo» принадлежит GM, и новое поколение Matiz официально было представлено «Chevrolet», и, как ожидается, в Европе в нынешнем году эта компактная мини будет самой продаваемой машиной бренда (Matiz предыдущего поколения было продано 630 000 штук).

Второе поколение модели разработано американо-корейской компанией «GM Daewo Auto & Technology» в Корее при участии дизайн-студии известного итальянского маэстро Джуджаро на базе концепта Matiz М3Х, показанного на минувшем осеннем Парижском автосалоне. Покупателю модель и вправду должна понравиться благодаря весьма экономичному двигателю, лучшей управляемости и большим комфортом по сравнению со старой версией. Новый Matiz отличается современным дизайном, продуманным использованием пространства салона и хорошей инженерией. Примерно 80% компонентов модели абсолютно новые.

А вот с Cadillac BLS, среднеразмерным седаном премиум-класса, которого уже прозвали «беби кадиллак», во время Женевского автосалона произошла почти скандальная история. Американский автогигант GM, который стал раздражать автомобильный мир довольно нахальной манерой наделять модели купленных брендов именами своих, «джиэмовских», нанес тяжелый удар по «Saab». Пресса разнесла печальное известие о том, что руководство GM решило организовать производство новых версий Opel Vectra и Saab 9-3 не на саабовском заводе в шведском Трольхаттане, а на заводе в немецком городке Руссельхайме, что под Франкфуртом. Это фактически означает дальнейшую «потерю лица» «Saab» как бренда и в перспективе закрытие шведского предприятия, так как шведам предложено начать производство Cadillac BLS, который априори не загрузит в нужной мере мощности этого завода.

Cadillac BLS специально разработан с учетом европейского потребителя на базе «джиэмовской» архитектуры Epsilon и элементов кузова Saab 9-3. Однако BLS отличается от «шведа», так как впрямую использованы лишь его передние двери и некоторые стекла. «Американец» будет оснащаться и более мощными двигателями по сравнению с моделями «Saab». И это будет первый Cadillac в Европе, продаваемый с дизельным двигателем — 4-цилиндровым объемом в 1,9 л, от другого «джиэмовского» афиллированного бренда — «Fiat». А вот бензиновые двигатели у BLS будут от «Saab» и «Holden».

BLS должен восстановить активное присутствие в Европе американского бренда — производителя машин премиум-класса. «Cadillac» надеется продавать в странах Старого Света 10 000 BLS, производство модели должно начаться в феврале будущего года.

О других премьерах автосалона вы сможете узнать в следующих номерах «МКмобиля».