От «Kопейки» до «Kалины»

Сложно описать состояние советского человека, которому в начале 70-х годов прошлого века каким-то чудом удалось стать обладателем нового ВАЗ-2101. Это было настоящее и ни с чем не соизмеримое счастье. Первые «копейки», несмотря на демократичное прозвище, одним махом превращали своих владельцев в небожителей...

Сложно описать состояние советского человека, которому в начале 70-х годов прошлого века каким-то чудом удалось стать обладателем нового ВАЗ-2101. Это было настоящее и ни с чем не соизмеримое счастье. Первые «копейки», несмотря на демократичное прозвище, одним махом превращали своих владельцев в небожителей...


Прототипом для создания принципиально нового советского авто стал итальянский Fiat 124. В 1965 году эта машина завоевала почетный титул «Автомобиль года», и уже 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошла первая «копейка». По тем временам у автомобиля были поистине выдающиеся ходовые качества и характеристики, что легко смогут подтвердить даже тогдашние владельцы «Волг» и «Москвичей». Тогда государство просило за «копейку» 5000 рублей — сумма, доступная для немногих. Однако и она не являлась единственным условием приобретения авто. Его требовалось заслужить ударным трудом, лишь тогда у человека появлялся шанс получить заветную открытку на внеочередное приобретение машины. В противном случае — добро пожаловать в длинную очередь.

С начала выпуска модели прошло уже 35 лет, но и в своем преклонном возрасте «копейки» еще резво колесят по российским дорогам. И не только по российским. На мировом рынке ВАЗ-2101 появился примерно через год после начала выпуска. Вначале начались поставки в страны соцлагеря. А вскоре «Лады» появились на дорогах Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии и Египта. Даже на Кипре до сих пор можно встретить единичные экземпляры праворульной версии «копейки», которые, по словам их владельцев, благодаря фантастической выносливости и роскошному климату по-прежнему исправно служат.

С 1970 по 1984 год свет увидели 2 702 657 автомобилей ВАЗ-2101. Неудивительно, что благодаря заданным «копейкой» стандартам (высокие динамические качества, экономичность, долговечность и неприхотливость) последующие вазовские модели остались в нашей стране наиболее популярными и, кстати, остаются ими по сей день. Всего с 1970 года «АвтоВАЗ» выпустил уже более 22 миллионов автомобилей. В результате тольяттинские автомобили составляют сейчас более 50% от всего автопарка России. А первый товарный автомобиль ВАЗ-2101, сошедший с конвейера 19 апреля 1970 года, после 30 лет эксплуатации занял самое почетное место в музее Волжского автозавода.

Сегодня «АвтоВАЗ» по-прежнему крупнейший автопроизводитель в стране. Ежегодный объем производства — порядка 700 000 машин (без учета производства машинокоплектов, поставляемых «АвтоВАЗом» на предприятия внешней сборки) — это более чем в 10 раз превышает количество иномарок, проданных в России самой успешной иностранной компанией.

«АвтоВАЗ» старается развивать традиции, заложенные некогда ВАЗ-2101. В разработку новых моделей вкладываются значительные средства, а стратегией предприятия остается курс на выпуск доступного для россиян автомобиля. При минимальной стоимости он должен быть выносливым, надежным и экономичным. Но современные условия диктуют и новые требования: автомобиль обязан быть максимально экологичным и безопасным. Как нельзя лучше в эти критерии вписывается новый вазовский проект — семейство Lada Kalina, чье производство началось в Тольятти осенью прошлого года. Специально под «Калину» создано абсолютно новое производство, по своему технологическому уровню не уступающее современным мировым стандартам.

В планах «АвтоВАЗа» достичь к 2007 году проектной мощности по выпуску автомобилей Lada Kalina до 220 000 штук в год. Ввод новых мощностей такого масштаба впервые имеет место в России за почти четыре десятилетия, прошедшие со времен строительства Волжского автомобильного завода. Так что Kalina по праву можно считать современной преемницей старой доброй «копейки»...


НАША СПРАВКА

ВАЗ-2101 принципиально отличался от итальянского «брата». В первую очередь совершенно иным двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки было внесено свыше 800 изменений. Они коснулись накладок сцепления, коробки передач, тормозов. Адаптируя машину под российские условия, увеличили клиренс со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади возможности были ограничены картером неразрезного моста. Переднюю подвеску полностью переработали: изменили ее кинематику, усилили пружины и шаровые опоры. Усиливать пришлось и кузов, его конструкция стала прочнее и надежнее. Появились дополнительные проушины под домкрат, а в переднем бампере — отверстие для «кривого стартера». Кроме того, оба бампера, в отличие от Fiat, обрели «клыки» и буксирные проушины. Передние сиденья стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили «безопасными».

К тому же появилось наружное зеркало заднего вида. Автомобиль потяжелел с 855 до 945 кг.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Ирина АЛЛЕГРОВА, певица, Заслуженная артистка России:

— Я до сих пор с нежностью вспоминаю свою первую машину, на которой «намотала» первые километры. Это была голубая «копейка». Мои друзья, зная, что я не имею никакого водительского опыта, посоветовали мне начать обучение вождению на ВАЗ-2101. Даже мне, новичку, «копейка» показалась очень легкой в эксплуатации. С помощью инструктора я быстро научилась управлять автомобилем и уже буквально через месяц отправилась в самостоятельное «плавание». После этого у меня было много самых разных и весьма престижных машин, вплоть до нынешнего Infiniti, но первую «копейку» я помню как свою первую учительницу.


Иван ДЫХОВИЧНЫЙ, режиссер нашумевшей картины «Копейка»:

— Очень люблю машины. Считаю, что практически все авто обладают характером и, как люди, отличаются друг от друга. И ваш выбор машины показывает, какой вы человек. В Советском Союзе выбор авто был небогат — «Москвич» и «Волга».

И вот появилась «копейка», которая сразу же привнесла в нашу жизнь нечто новое. Сегодня смешно обсуждать ее достоинства, но тогда у нее были все плюсы: быстрая, легко управляемая, теплая. И конечно, социально она вас поднимала. «Копейка» была началом всего того нового, что появилось после.

И по большому счету, «копейка» — это наша жизнь. В ней нет пафоса. Это русская машина — хотя и придумана в Италии, но мы ее сделали своей, и теперь она наша. Первая модель самая красивая. Она проста как правда. И в этом ее сила. Я понял, что даже сегодня она не выглядит устаревшей. Стильная машина.

У меня у самого была «копейка». История ее появления простая: мама преподавала в школе Большого театра. И театру выделили несколько машин из первой серии. Но не у всех сотрудников на тот момент оказались деньги на руках. Мы же жили достаточно бедно, но отец, к тому времени умерший, научил меня играть в покер. И я иногда ходил играть в карты во взрослые серьезные компании, чтобы немного заработать. Однажды я очень сильно проиграл. Отдал все, что было, и еще остался должен. Тогда я одолжил деньги у человека, чего делать категорически нельзя, но дал слово, что никогда больше не сяду играть. Я не только отыгрался и расплатился с долгом, но еще и выиграл сумму, равную стоимости машины. И мы купили автомобиль.

Помню, мой сосед говорил — что это, мол, за машина, она нигде не проедет. И я на спор проезжал там, где не проезжала его «Волга». А какой у «копейки» двигатель! Он мог спокойно пройти 300 000. Мягкая коробка передач, очень четкая. Единственное, что мне не нравилось, — это положение руля.

Не люблю, чтобы руль был как в троллейбусе, и заменил его на спортивный. И одним из первых поставил ремень безопасности. Мне его подарил товарищ, а ему подарили итальянские каскадеры. И когда я его повесил и поехал на юг, под Орлом милиционер остановил меня и заставил демонтировать.

Мы замечательно «прожили» вместе два года. Но пришлось расстаться. Я ее продавал — это было непросто, потому что продавалась она дороже, чем стоила. Нашел людей — семейную пару из Волгограда — и отдал автомобиль. И видел, что машина не хочет со мной расстаться. Сначала она сломалась — хотя до этого ни разу не ломалась. Когда же я ее починил и мы поехали из города, около Большого театра мне в «зад» въехала «Волга»...


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России:

— Я приобрел свою «копейку» в 1987 году. К тому моменту ей уже стукнуло шесть лет. Денег на новую машину у меня не было, поэтому купил эти «Жигули» с рук. Однако жалеть о покупке не пришлось, служила исправно. Продавать хорошую машину смысла не было, поэтому году, наверное, в 90-м пришлось заменить кузов на новый. И вообще, что мне в ней всегда нравилось, так это взаимозаменяемость комплектующих с прочими вазовскими моделями. Оттого и особых проблем с обслуживанием никогда не возникало. Никаких неудобств от езды на «копейке» я не испытывал и не испытываю до сих пор. Разве что совсем недавно многие стали смеяться и показывать пальцем — мол, едет любитель антиквариата. Так что «копейка» — неплохая машина, что называется, для народа. Спасибо ей, отслужила верой и правдой.


None