Когда в послевоенной Европе народ наконец-то наелся незатейливым автомобилем Volkswagen по кличке «Жук», от сытости он начал чудить. Стали появляться сначала единичные, а затем и вполне массовые переделки «Жука», при которых к незатейливой внешности машины стали добавлять черты и запчасти приличных и породистых автомобилей. Самый сильный ход — установка на «Жук» радиатора и прочей надстройки от Rolls Royce. Выглядело сурово, но кому-то казалось уместным и привлекательным.
Когда Япония насытилась доступностью и разнообразием своих автомобилей, появился спрос на дизайнерские чудачества, которые бы отличали массовое серийное от штучного несерийного. И больше всего в этом преуспел Сусуму Мицуока (Susumu Mitsuoka), которого в начале его карьеры судьба жестоко бросила в фирму «Hino» заниматься сбытом унылых грузовиков. Мицуока оказался не совсем правильным японцем и вместо того, чтобы посвятить себя грузовикам, отдавшись им безраздельно и пожизненно, в 1968 году стремительно уволился и арендовал заброшенную конюшню, в которой открыл мастерскую по ремонту автомобилей.
Вторая жизнь автохлама
Но не просто ремонту. Мицуока брал старое и мало на что пригодное железо и путем самурайского упорства и азиатского трудолюбия капитально ремонтировал машину, возвращая ей блеск и вторую жизнь. После чего реанимированный автомобиль продавал. Такой вот увлекательный бизнес по колено в грязи вместо чистенькой торговли грузовиками. Как из конюшни и одного подъемника получилось презентабельное предприятие по масштабному выпуску глубоко оттюнингованных автомобилей, Мицуока никому не рассказывал, хотя во время копания в грязи отчаянно брался за перепродажу всего, чего только можно. Было время, когда он из Франции привозил 50-кубовые драндулетки, на которые не нужны «права», и с успехом продавал их соотечественникам, придавленным энергетическим кризисом.
Красота по-азиатски
Но кроме борьбы за выживание Мицуока грезил светлым. И это светлое представлялось ему чем-то похожим на послевоенную европейскую автомобильную классику. Поэтому, как только у него появлялись лишние деньги, он брался за выпуск скромными партиями японских автомобилей, при помощи автогена переделанных под европейские классические машины, разве что с очень большой поправкой на азиатские представления о красоте, а заодно и допустимые размеры. Поэтому под своим именем он наладил выпуск малолитражек, сильно похожих на известные в прошлом модели от «Mercedes-Benz», «Jaguar», «Daimler». Когда их увидели в Европе, то сначала восприняли как карикатуру или еще одну, на сей раз японскую, попытку приделать к Volkswagen радиатор от Rolls Royce. Хорошо, что люди там в основном воспитанные и о своих догадках японцу ничего не сказали. Зато у себя дома автомобили марки «Mitsuoka» пришлись в самый раз. Ведь все основные детали у них были серийными, и никаких проблем ни с двигателями, ни с подвеской, ни с прочим не возникало. Зато смотрелись они великолепно, особенно если учесть, что из покупателей мало кто знал, как выглядели при жизни автомобили, послужившие источником вдохновения. И так, короткими перебежками от Jaguar к Jaguar, с регулярными заходами на тему Mercedes и с приободрившим всю Японию попаданием в Lotus 7, Мицуока вышел на международный уровень и начал выставлять свои поделки на автосалонах. Что, впрочем, не мешает ему и в наши дни приторговывать всем, чем только можно, и продолжать ремонтировать на продажу старые автомобили. Недавно Мицуока даже стал официальным дистрибьютором «London Taxi», научившись делать репликары, которые англичанам напомнили их старые лондонские такси.
Трудно сказать, зачем это понадобилось, но Мицуока выставил пару своих новых машин даже на недавно прошедшем Сеульском автосалоне. Этот поступок примечателен по двум причинам. Во-первых, потому, что в Сеул он привез автомобили с нормальным левым рулем, что для «Mitsuoka» редкость. А во-вторых, трудно себе представить место на земле, где до такой степени эти автомобили были бы лишними. Корейцам совершенно не интересен тюнинг ни в каких его проявлениях, у них начисто отсутствует понятие автомобильной старины, им совершенно чужда японская роскошь, тем более при наличии своей корейской, и им в принципе бесполезно показывать что оригинальный Rolls Royce, что его японскую разновидность.
Тут рихтануть, там подварить...
Но тем не менее на стенде фирмы было представлено два якобы Rolls Royce: один черный, один белый. Оба они переделаны из серийных автомобилей, правда, черный из японской Nissan, а белый из американской Acura. Черный аппарат называется Galue-II и в длину аж 5140 мм. То есть совсем большой и очень представительный, во всяком случае на вкус японцев, которым непонятно почему, но кажется, что лучше псевдо-Rolls Royce за треть цены, чем оригинал за полную стоимость. Кстати, двигатель у аппарата V8, объемом 4494 см3 и мощностью 340 л.с. Внутри у автомобиля все довольно стандартно и ничего тюнингового нет, разве что на серийном руле приклеена эмблема «Mitsuoka».
Белый якобы Rolls Royce даже немного похож на Jaguar, во всяком случае под определенным углом производит впечатление собирательного образа автомобилей этой марки, разве что с большой поправкой на вкусы бывшего продавца грузовиков. Называется модель Nouera. Она уже поскромней и в длину 4860 мм, мотор у нее и вовсе 2400 см3, а мощность 200 л.с.
Оба изделия получены путем необременительного изменения передней и задней частей. То есть кузов прежний, крыша, двери, ходовая, двигатель, салон и даже крышка багажника и задние крылья — серийные, а вот передние крылья, капот, бамперы и светотехника сделаны «Mitsuoka».
Подделки пойдут на ура!
То, что в Японии такие автомобили очень популярны, говорит именно о пресыщенности местных покупателей серийными машинами. Надоело, что у всех одно и то же. И постоянно находятся те, кому надо не как у всех. При этом затейливая причудливость форм этих автомобилей и то, с каким мастерством домотканое вписано в серийное, вызывает уважение. А с тех пор, как японское правительство запретило вторгаться в конструкцию переделываемых машин, все подобные авто еще и по-честному безопасны, тем более заставляет отнестись к изворотливости Сусуму Мицуоки с большим почтением. Вот только для экспорта он ошибся страной. Ездить со своими добротными подделками надо не в Корею, которая ценит честность во всем и уже поэтому пренебрегает тайваньскими «Rolex», предпочитая для себя просто купить всю швейцарскую часовую фирму «Romanson», и когда придет время, корейцы купят и «Rolex». Ездить со своими добротными подделками надо к нам. У нас «Mitsuoka» будет востребована. В России обожают «Rolex» за $100, который не отличишь от настоящего, а большой автомобиль, похожий на все Rolls Royce и Jaguar одновременно, да еще настоящий японский, будет воспринят на ура. Добро пожаловать, «Mitsuoka».