1343

Нас держат за идиотов

Цены на АЗС все равно будут расти. Сразу после Нового года
Публичное шоу с ведущими нефтяными компаниями, которые недавно «согласованно» решили «заморозить» ценники на АЗС до конца этого года, может вполне провалиться. Известно, что все крупные компании, кроме добычи углеводородов, преимущественно работают с оптовыми продажами топлива.
Поделиться

Публичное шоу с ведущими нефтяными компаниями, которые недавно «согласованно» решили «заморозить» ценники на АЗС до конца этого года, может вполне провалиться. Известно, что все крупные компании, кроме добычи углеводородов, преимущественно работают с оптовыми продажами топлива.


Продажа бензина на «фирменных» АЗС (розница) составляет небольшую часть их бизнеса. Вполне может случиться так, как это произошло в начале этого года, когда руководитель одной известной нефтяной компании после беседы с президентом России понизил цены на своих довольно немногочисленных заправках на 5% и директивно «заморозил» их на три месяца. Несмотря на то что эту инициативу поддержали еще несколько компаний, рост цен на оптовом рынке топлива продолжился. Тогда первыми возмутились независимые продавцы бензина — их маржа от продажи бензина постоянно уменьшалась как раз из-за повышения стоимости опта, который они, в отличие от «старших» компаний, закупали на стороне. «Российский топливный союз» даже направил письмо в Федеральную антимонопольную службу о некорректном поведении на рынке этой компании. В итоге цены на заправках снова плавно пошли вверх.

Если оптовые цены и сегодня продолжат свой рост при «замороженной» рознице, независимые продавцы бензина окажутся в точно такой же ситуации, как в феврале-апреле этого года. Через три месяца опять начнется бомбардировка письмами соответствующих госструктур, и все вернется на круги своя. Ценники на АЗС снова поползут вверх, и автовладельцы станут чуть ли не ежемесячно добавлять по рублю за каждый литр бензина.

В помощь городским бюджетам?

Поскольку стоимость топлива в общем-то регулируется спросом, «справедливая» цена литра топлива установится такая, по какой ее будут покупать владельцы иномарок, коих в столице уже большинство. Владельцы отечественных машин, естественно, станут ездить реже, а многие вообще поставят свои авто на прикол. Нет необходимости возводить Четвертое транспортное кольцо, не нужно тянуть новые магистрали в спальные районы. Сами собой разрешатся две самые болезненные городские проблемы — «пробок» больше не будет и не возникнут трудности с парковкой в центре города. На этой неделе цена «девяносто пятого» на некоторых столичных заправках достигла 19,50 руб. за литр Аи-95. И голубая мечта наших нефтяников подойти к порогу доллар за литр (28,5 руб.) не кажется несбыточной (хотя Россия — вторая в мире нефтедобывающая держава, и один евро за литр «95-го» —это чересчур. Пока). Однако если государство не предпримет ряд необходимых мер по стабилизации бензинового рынка, года через два цены на бензин вполне могут подобраться к этому уровню или даже его превысить. В итоге все участники бензинового рынка поимеют свою маржу, а все издержки лягут на моторизованного гражданина.

Обмен по договоренности

Напомним, на встрече Виктора Христенко, министра промышленности и энергетики, с руководителями крупнейших нефтяных компаний — «Сибнефти», ТНК-ВР, «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Роснефти» — была достигнута «договоренность» о неизменных ценах на топливо до конца этого года. Еще раньше депутаты Госдумы предложили правительству разработать порядок государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты. В том числе было предложено ввести предельный размер розничной надбавки на бензин и солярку. Однако правительство на предложение депутатов не повелось — оно отказалось от прямого административного воздействия на рынок топлива. Видимо, испугавшись примера Украины, где весной этого года тамошнее правительство волевым порядком попыталось воздействовать на ценники заправок, что практически сразу привело к исчезновению бензина и появлению очередей из разъяренных автомобилистов. Наши руководители выбрали другой путь — закулисные переговоры уже после всеобщего подорожания бензина.

Заметим, все действия по сдерживанию цен на топливо откровенно запоздали. И правительство, и нефтяники должны были «заморозить» цены на АЗС еще в середине августа, когда ценники на заправках начали прибавлять по гривеннику чуть ли не по два раза в неделю.

Сегодня мы снова сталкиваемся с ситуацией, которая уже наблюдалась в конце прошлого года. Уборочная кампания закончилась, на носу традиционное осеннее снижение цен на бензин и дизтопливо, многие автомобилисты-дачники ставят на прикол свои авто, остальные водители заметно меньше накручивают на счетчик километры пробега.

На этом фоне решение о приостановлении роста цен на своих АЗС крупными нефтяными компаниями выглядит как минимум лицемерным. И вот почему. Если бы цены на АЗС нынешней осенью «согласованно» не придержали, на сколько подорожал бы литр бензина до конца этого года? По оценкам разных экспертов, еще максимум на рубль-полтора (основное подорожание топлива уже произошло). Что значит пятипроцентное подорожание на фоне того, что бензин в столице уже практически вплотную подошел к психологическому порогу 20 руб. за литр?

Так что нефтяные компании в очередной раз «выкрутили» из ситуации по максимуму. И хорошо заработали на повышении стоимости топлива, и как бы «позаботились» о нас с вами, бедненьких. А государство в очередной раз как бы ни при чем.