В Правила дорожного движения предлагается внести пункт, обязывающий автомобилистов включать ближний свет фар независимо от времени суток, условий видимости и освещенности дороги.
Недавно на заседании Комиссии Мосгордумы по безопасности заместитель начальника ГУВД столицы Владимир Попов предложил включить в Правила дорожного движения норму, обязывающую водителей ездить с включенными фарами независимо от времени суток. Милицейский начальник ссылался на европейский опыт в этом вопросе и в итоге выступил с инициативой прописать в дальнейшем и административную ответственность за невключенные световые приборы — штраф в размере от 50 до 100 руб.
Некоторые специалисты, правда, усматривают в предложении Попова признаки кампанейщины. При этом они ссылаются на столичный же опыт прошлых лет. Если вспомнить, в середине 90-х гаишники безбожно штрафовали автомобилистов за непристегнутые ремни безопасности. К чему это привело? Сегодня большинство автовладельцев ездят непристегнутыми, и на это никто не обращает внимания. Не станет ли попытка ввести в столице езду с ближним светом фар очередной кампанией, о которой через некоторое время все забудут?
Кроме того, эксперты предупреждают: при обязательной езде с включенным ближним светом у моторизованных граждан возникнет ряд проблем как психологического, так и технического характера.
Во-первых, нельзя не учитывать момент привыкания автомобилистов и пешеходов к ближнему свету. Да, некоторое время все будут обращать на него внимание. Затем он «замылит» глаз и водители перестанут его замечать. Эффект снижения ДТП, на который надеются милиционеры, тоже невелик. Дело в том, что езда с ближним светом прежде всего рассчитана на загородные трассы. По крайней мере именно с этого начиналась кампания по пропаганде подобной меры в Скандинавских странах тридцать лет назад.
Почему были выбраны пригородные шоссе? Там скорости выше, да и сам автомобиль в осенне-зимнее время без зажженных фар менее заметен на дороге. В целом эффект от новации дал снижение количества ДТП примерно на 10%. Это в среднем. Если брать «крайние» точки, то число наездов на пешеходов сократилось на 17%. А количество наездов на впереди идущий автомобиль — только на 2%.
Включенные фары — угроза экологии?
Следующий момент. Из-за горящих фар увеличивается расход топлива. А коли автомобиль потребляет больше бензина, то ухудшается городская экология. Давно подсчитано — езда с включенным ближним светом увеличивает расход бензина на 2%. Это в европейских странах. В России же из-за того, что половина автопарка — машины старше 10 лет, эту цифру можно смело увеличить в два раза. Соответственно количество выхлопных газов в нашем городе станет больше процентов на пять. Ко всему прочему в этой идее присутствует и чисто технический момент. Старые модели наших автомобилей не приспособлены к движению с постоянно включенными фарами. Как минимум — не выдерживают предохранители.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Сергей ДОРОФЕЕВ, заместитель председателя «Всероссийского общества автомобилистов»:
— Беда в том, что у нас все пытаются принимать без серьезной научно-технической проработки. Предлагается не изучить проблему, а сразу заставить водителей включать ближний свет во время движения в городе. Сама идея ездить с ближним светом, безусловно, имеет место быть. Это нормально — в Европе автомобили с включенным ближним светом днем ездят давно. Однако есть несколько аспектов, которые пока никто не собирается обсуждать.
Первая проблема. Психологические моменты вождения автомобиля в потоке, где все движутся с ближним светом. Ездить, когда водителю в зеркало заднего вида светят фары другой машины, гораздо сложнее. Водитель отвлекается. Кроме того, наши автомобилисты с опаской относятся к машинам, у которых включена светотехника. Сразу появляются подозрения: или авто неисправно, или водитель «чайник», а значит — потенциально опасен, или человек за рулем таким способом пытается обеспечить себе преимущество на дороге.
Другой интересный момент. В столице немало праворульных машин. На их фары по-другому нанесена оптическая «насечка». Проще говоря, они светят в другую сторону — прямо в лицо водителям встречных машин. Еще одна проблема. Это момент привыкания к движущейся машине с ближним светом. Да, автомобиль с включенной светотехникой лучше заметен на дороге. Однако визуально всегда создается впечатление, что машина с включенными фарами едет быстрее. К примеру, у «Москвича» и у Mercedes установлена светотехника разного класса. Так что если при совершении маневра перед отечественным автомобилем можно и проскочить, то перестроение перед иномаркой может закончиться аварией. Водитель может ошибиться с дистанцией или неправильно оценить скорость другого автомобиля.
КСТАТИ
В Финляндии предписание об использовании внешних световых приборов вводили постепенно. Сначала рекомендовали включать внешние световые приборы при движении у городов (октябрь 1970-го). В ноябре 1972 года вышло обязательное предписание зажигать внешние световые приборы у населенных пунктов в зимнее время — с ноября по март. Позднее это предписание распространилось на сентябрь, октябрь и апрель (с 1975 года). Общее количество ДТП с введения предварительного периода до введения обязательного сократилось на 21%.
Швеция ввела обязательное использование внешних световых приборов с 1 октября 1977 года. Число аварий с участием нескольких автомобилей сократилось на 11%.