В одной из сказок Салтыкова-Щедрина говорится о добром барине, не пожалевшем для мужика аж целого пятака на водку. Получи, дескать, мужик, и радуйся. Именно такую ассоциацию вызывает появившаяся в СМИ информация о поправках в закон об ОСАГО: кидают правители мужику от барских щедрот «пятак» и считают свое дело сделанным.
Особенно умиляет предложение, что «в полис можно будет вписать любое количество водителей». Дескать, сейчас можно вписать только пять водителей, а можно будет — сколько пожелаешь! Казалось бы, и чего мужику не радоваться? Но только ни действующий закон об ОСАГО, ни тем более правила страхования, изданные во исполнение этого закона, ограничения на количество водителей не предусматривают. Существующая в типовом бланке полиса «рамка» из пяти строчек (по строчке на водителя) — чистая самодеятельность безвестного чиновника. Но эта инициатива ни при каких обстоятельствах не ограничивает прав автовладельца. И если есть желание вписать десятерых водителей, то сделать это можно прямо сейчас — безо всяких поправок в законодательство. Куда вписывать «дополнительных» водителей — на оборот полиса или в дополнительно прилагаемый к полису лист, страховая компания решает сама. Это не проблемы автовладельца (обычно страховщики вписывают «не уместившихся» водителей на обороте.) Само «разрешение вписывать более пяти водителей» у автовладельцев имеется просто по факту отсутствия запрета на такое вписывание в законе. А то, что чиновники пытаются «порадовать» автолюбителей таким «разрешением», заставляет вспомнить классическое — «страшно далеки они от народа»…
Дешевые новации
Также чиновники полагают, что нельзя получить полис ОСАГО, не имея при себе доверенности собственника машины. Либо чиновники сами полисы не получают, либо им просто не повезло со страховым агентом. Обычно автолюбителю достаточно сказать, что доверенность он просто забыл дома. Это если вообще агент про доверенность спросит…
Тем не менее, как можно понять из ставшей доступной информации, предлагается и кое-что действительно полезное. Например, планируется отказ от стикеров. И понадобилось-то чиновникам всего-навсего два года, чтобы понять, что эти наклейки на лобовое стекло (тем более с разными буковками) попросту не нужны. Не пять лет, даже не десять, а только лишь два года (если только кому сильно не повезло, то три года) «украшали» люди своих «ласточек» бесполезными «фантиками».
Какие еще новации предлагаются автомобилистам? Чуть подешевеет страховка для владельцев автомобилей мощностью более 200 л.с. — примерно на 12% (коэффициент снизится с 1,9 до 1,7). Увеличится диапазон для автомобилей, коэффициент по которым составляет 1. И даже вроде бы планируется уменьшить количество так называемых внутренних территорий, ДТП на которых ОСАГО не оплачивает.
Самым же приятным для автовладельцев нововведением должно стать сохранение действующей скидки за безаварийную езду в случае смены автомобиля. Сейчас этот бонус попросту пропадает — на радость страховым компаниям.
Крепостное право
Есть и не совсем приятный момент. Почему-то автовладельцев законодательно хотят лишить трех процентов от суммы страховки при досрочном расторжении договора. Ныне существует практика удержания до 23% от уплаченной страхователем суммы. Но в законе такой порядок не прописан, и страхователи периодически по данному поводу со страховыми компаниями судятся. Теперь чиновники решили сумму удержания уменьшить, но само удержание узаконить. Как говорится — вот тебе, бабушка, и Юрьев день…
Вообще же до нормальной страховки в западном понимании этого термина нашему ОСАГО — даже с теми поправками, которые только запланированы, — еще очень далеко.
Во-первых, даже на уровне концепции не обсуждается вопрос о полном отказе от «привязки» водителя к автомобилю. Хотя такая «привязка» становится очень условной после переноса скидки за безаварийную езду на новый автомобиль. Практически обеспечивает «привязку» только коэффициент по мощности. Напомним, правомерность дифференциации автомобилей по мощности уже оспаривалась в суде. И хотя автовладельцы проиграли, «победа» правительственных чиновников была достаточно условной — суд тогда поверил чиновникам на слово. Никаких серьезных аргументов, доказывающих, что мощность автомобиля влияет на причиняемый ущерб, чиновниками приведено не было. Если же статистика нескольких лет существования ОСАГО подтвердит правоту автовладельцев, повторное обращение в суд может вынудить правительство отменить коэффициент по мощности. Тогда страховка будет фактически выдаваться только конкретным водителям — с учетом их возраста, стажа вождения и места проживания. Собственно, такой вариант и есть нормальная страховка.
За светлое будущее
Однако к подобной ситуации чиновники даже в мыслях не готовятся, а значит, нормальная страховка традиционно будет действовать через… одно место: фактически полис будет учитывать характеристики водителя, но выдаваться-то полис по-прежнему будет на конкретную машину.
Анонсированные еще весной планы изменить законодательство таким образом, чтобы автовладелец получал выплату в своей собственной компании, а не тратил нервы и время в поисках страховщика виновника аварии, благополучно отложены на неопределенное время. Правда, обещают упростить оформление мелких ДТП. Но утешение получается весьма слабеньким на общем фоне нерешенных проблем в законе. Главное, все существенные изменения в закон переносятся в «светлую перспективу». Например, туда же отправлен вопрос о снижении тарифов...
Похоже, чиновники решили не делать работу по доведению ОСАГО «до ума» за один заход. Чтобы было чем заняться этак года через два. Потому что — выборы! Если сейчас все хорошее сделать сразу, чем же народ радовать ближе к выборам? А радовать нужно обязательно. Чтобы знал народ, что только благодаря неустанной заботе правительства (и соответствующей партии) обеспечивается его, народа, благополучие и процветание…