Не так давно — сначала в США, а затем и в Великобритании — был проведен репрезентативный опрос населения, цель которого — определение самого уродливого автомобиля последних лет.
С выводами респондентов можно спорить. Как говорится, на вкус и цвет... Однако сегодня мы решили порассуждать и сформулировать причины негатива, вызванного внешностью того или иного автомобиля. И нам любезно согласился помочь член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации автомобильных инженеров, доцент кафедры автодизайна МГТУ МАМИ Лев Гуменьщиков.
Факторов, благодаря которым формируется дизайн автомобиля, довольно много. Но главный из них, пожалуй, все-таки мода. Столь универсальное средство поддержания потребительского спроса на высоком уровне необходимо автопроизводителям для предотвращения затоваривания. Автоконцерны, пользуясь отсутствием вкуса у подавляющей части людей (уж простите нам такую категоричность), диктуют свое видение красоты и престижности. А люди внушаемы. Ярким тому примером могут служить американские события конца пятидесятых годов, когда на рынке новых автомобилей случился кризис — глобальное перепроизводство, вызванное отсутствием интереса американцев к устаревшим моделям. Местным производителям, дабы не оказаться на грани разорения, пришлось ежегодно менять форму своих авто (конструкция и устройство которых оставались прежними в течение 5–7 лет), формируя тем самым новую моду и стимулируя спрос.
Однако в итоге автостроители пришли к выводу, что менять форму авто каждый год слишком накладно, поэтому модели обновляются несколько реже. И когда изделие отстает от требований моды, оно многим кажется некрасивым. Впрочем, есть у этой медали и обратная сторона. Выдающийся американский дизайнер Раймон Лоуи вывел «формулу предела стремлений потребителя к новизне», в соответствии с которой и чрезмерный авангардизм чреват возможным потребительским непониманием.
Основная задача дизайна — формирование предметного окружения по законам рациональности и красоты. Так утверждают специалисты. А почему, спросите вы, красота на последнем месте? Да потому, что теория дизайна еще не сформулировала понятие о красоте промышленного изделия. И не сформулирует, потому как со временем наши представления о красоте меняются. Автомобиль, 15 лет назад казавшийся пределом мечтаний, сегодня может быть просто смешон.
Впрочем, кроме моды есть и другие факторы, способные напрочь лишить новое авто покупательского интереса. Не хватает, к примеру, в машине изюминки — дизайнер начинает мудрить, добавляя в рисунок ненужную вычурность и насыщая свое детище мелкими и совершенно лишними деталями. Скажем, даже такой корифей, как профессор Британского Королевского колледжа искусств Кен Гринли, создавая в свое время SsangYong Musso, явно переоценил значение мелких деталей. Оттого и машина стала похожа на осыпавшуюся новогоднюю елку, хоть и с двигателем от «Mercedes».
В то же время многие специалисты резонно полагают, что роль дизайна в автомобилестроении излишне преувеличена. Первые эскизные рисунки в отрыве от компоновки автомобиля не имеют никакого смысла. Компоновка — это диктат, считаться с которым обязан любой, даже самый гениальный автохудожник. Кроме того, существуют композиция и пропорции. Слепить автомобиль, детали которого не вяжутся друг с другом, — значит обречь его на скорое забвение. Взять хотя бы Renault Clio Simbol. Спереди все вроде хорошо. Но когда линия кузова минует заднюю дверь и упирается в массивную заднюю стойку, становится жутко. Даже ребенок понимает, что этот багажник затесался сюда совершенно из другой оперы. А точнее, от другого автомобиля.
Так вот, для того, чтобы подобных нелепостей было как можно меньше, и существует научная дисциплина, именуемая композицией. При построении формы авто дизайнер, как правило, пользуется одними и теми же определенными приемами. Закономерность несложная. Посмотрите на любой классический автомобиль (Mercedes Е-класса, Opel Vectra или Audi A6) сбоку. Линии наклона передней стойки и стойки задней двери зрительно сходятся в одной точке, которая называется центром композиции. Причем линия наклона передней стойки проходит через точку касания с дорогой или его центр, а наклон задней стойки визуально проходит через заднюю ось.
Таким образом, получается жесткая схема — треугольник, в котором все линии, образующие форму автомобиля, подчиняются единой закономерности. И если какая-нибудь модель выбивается из этой логики, то в наших глазах автоматически переходит в разряд сомнительных и плохо воспринимается.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Лев ГУМЕНЬЩИКОВ, доцент кафедры автодизайна МГТУ МАМИ:
— Без сомнения, законы пропорции «золотого сечения», с которых начинается теория изобразительного искусства, справедливы и для дизайна автомобилей. Ведь не секрет, что «Mercedes» строит свои машины, основываясь на сформулированных еще Леонардо да Винчи постулатах, когда часть относится к целому, как 0,618 к единице. Глядя на красивое авто, не думаешь, что его колесная база относится к общей длине автомобиля именно в этой пропорции. Кроме того, успех новой модели предопределяет вкус, талант и персональное чувство меры автодизайнера. Лично мне режет глаз Chrysler PT Cruiser, не нравится Daewoo Matiz, хоть он и сделан очень целесообразно.
А вот Hyundai Getz, хоть и небольшой, но сделан весьма удачно. Обратите внимание на его схему композиционного построения. Все четко и просто, поэтому он хорошо смотрится. Совсем плох Renault Clio Simbol. Дисгармоничный, широкая задняя стойка и пр. Полагаю, не совсем удачен дизайн Renault Vel Satis. Его авангардизм, на мой взгляд, предвосхищает развитие моды. Возможно, именно поэтому он плохо продается. Обратный наклон задней стойки — идея не новая. Renault Megane хэтчбек и Citroёn C4 купе — пожалуй, наиболее удачные эксперименты в данном направлении.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Мода — кратковременное господство тех или иных характерных черт и стилевых признаков.
Композиция — метод построения целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.
Средства гармонизации — пропорции, симметрия-асимметрия, масштаб, ритм (повторяемость отдельных элементов) и т.д.
Компоновка автомобиля — взаимное расположение агрегатов автомобиля.