И сегодня мы предлагаем свой рейтинг новинок, где наивысший балл получили авто, наиболее актуальные и востребованные рынком.
Если за весь 2004 год полноценных новинок набралось не более 40, то начиная с 1 января 2005 года и по сей день на российском автомобильном рынке мы насчитали 43 стопроцентные автопремьеры. Разумеется, всевозможных версий, новых комплектаций и прочих заводских «улучшайзингов» истекший год принес значительно больше, но для чистоты эксперимента мы опирались лишь на вовсе незнакомые отечественному рынку автомобили и новые поколения уже известных ранее авто, в конструкции и внешности которых произошли изменения, заметные даже непрофессионалам.
Будем патриотичными и начнем обзор с новинок, вышедших из цехов отечественных автопроизводителей и примкнувших к ним сборщиков иномарок. Продукция «АвтоВАЗа» — уникального по своей сути предприятия, которое можно называть главным великомучеником и баловнем судьбы одновременно, — продолжает пользоваться в стране наибольшим спросом. Пусть исконно российские модели многим нынче не по нутру, но Lada Kalina, появившаяся в продаже в начале лета, — похоже, действительно лучшее из того, что завод создавал ранее. Kalina и получает звание главной премьеры года, хотя ее производство и стартовало в конце 2004-го. Нужно заметить, что «ягодку», выпускаемую сегодня лишь в одной комплектации, различные дилеры оценивают по-разному. Перед Новым годом в столичных автосалонах она стоила порядка $8100—$8300. Вплотную вслед за ней расположился ее прямой конкурент — Renault Logan, недавно получивший московскую прописку. Если Kalina со временем, возможно, еще подешевеет, то Logan вряд ли. Дальше некуда. Если дождетесь своей очереди, то за $8999—$13 700 вы сможете получить вполне европейский автомобильчик в различных комплектациях. Парни из «Renault» собрали на него уже порядка 15 000 заказов, и динамика покупательского спроса пока опережает возможности еще только выходящего на проектные мощности нового предприятия.
После долгих колебаний третьим номером мы все же отважились поставить Kia Spectra из Ижевска. Ее начали собирать в августе. Как говорится — лучше поздно, чем никогда. Впрочем, вопреки ожиданиям машина получилась весьма конкурентоспособной. По цене от $11 500 нам предлагается пусть и не самый современный, но большой и довольно качественный автомобиль.
А за $14 800 здесь окажется «автомат», электропакет, АБС, музыка, диски и пр. Из новинок в том же сегменте мы бы еще отметили новую Kia Rio и Chevrolet Lanos украинского происхождения за $8990, который, по мнению некоторых экспертов, способен взять на себя функцию киллера для всех упомянутых выше моделей. Что касается Rio, то с ней не все просто. Бесспорно, «корейцы» создали довольно модный и современный автомобиль. Проблема в другом — новая Rio по цене от $13 590 автоматом выкатилась из в прошлом родного для себя сегмента самых доступных иномарок, отдав практически без боя завоеванные ранее позиции конкурентам. В этой связи показателен пример Ford Focus II. Он освежился внешне и помолодел конструктивно, но нижнюю планку цены в 11 с небольшим тысяч долларов так и не уронил (в смысле не поднял).
И как результат — нескончаемый людской поток в салоны официальных дилеров и запись на долгие месяцы вперед.
Словом, мы не беремся сегодня гадать, кто кого в ближайшем будущем «обойдет» в ценовом сегменте от $7000 до $14 000. Неплохие шансы имеют многие модели, причем премьеры выглядят одна революционнее другой. Нет, в том, что Daewoo Nexia со своим оруженосцем Matiz очередной раз всех «побьет», у нас сомнений нет. Просто хочется посмотреть, кто и как в следующем году будет сопротивляться «узбекам». Интерес к схватке подчеркивает и тот факт, что на рынок вышло несколько новых амбициозных брендов: «Iran Khodro», китайцы. Хотя с последними иногда выходит даже забавно. Каждый из них (будь то «Great Wall», «Chery» или FAW) утверждает в своих пресс-релизах, что именно он является крупнейшим автопроизводителем в Поднебесной. Китайцы демонстрируют красивые фотографии могучих заводов, цифры производственных показателей и прочее, но их машины, как правило, оказываются слеплены из одного и того же теста. Лицензионная японская закваска — двигатель не первой свежести, а дальше знакомые нам по отечественному автопрому составляющие: дерматин, поролон, оргалит и прочие немудреные компоненты. Кроме того, оказалось, что китайские — якобы скандально низкие — цены вовсе не так скандальны и низки, как позиционируются, а качество проработки китайских авто находится, увы, где-то в 15—20 годах от нынешнего корейского. Именно поэтому мы не возьмемся предсказывать безоблачное будущее таким персонажам, как Chery Sweet (от $7990), FAW Jinn (от $8490), Chery Amulet (от $12 099), внедорожникам Admiral, Xin Kai и некоторым представителям обширного семейства Great Wall.
Коль скоро речь зашла о бездорожье, вспомним о российских новинках из сегмента кроссоверов, «паркетников» и полноценных внедорожников. Пожалуй, сильнее всех в ушедшем году выступил «Nissan» — сразу три полноприводных премьеры. Покончил с нелегальным прошлым броский Nissan Murano (от $56 800), крепко обосновался в России коренастый Nissan Pathfinder (от $45 300), и все шансы на успех имеет его собрат по платформе пикап Nissan Navara (от $36 790). Посоперничать здесь сможет, пожалуй, лишь новый Jeep Grand Cherokee. Забудьте, сколько он стоит, и представьте себя красивого в новеньком красном (!) Grand Cherokee... Разве не круто?
Собственно, вот вам и UAZ Patriot. Прошу не путать, это уже не какой-нибудь там УАЗ «Патриот», а самый что ни на есть UAZ Patriot со значительной заморской составляющей внутри, традиционно угрожающими размерами, не менее угрожающей (по меркам отечественного автопрома) стоимостью от $14 050 и внешностью, вызывающей как минимум уважение. Пойдет машина или нет — пока не ясно, но на дорогах «патриота» пока что-то не видать. Видимо, китайцы насолили со своим многочисленным выводком конкурентов-внедорожников.
В компании более или менее универсальных машин стоит также отметить появление нового поколения Kia Sportage (от $24 000). Несмотря на существенное по сравнению с предшественником удорожание, ему удалось оставить за собой почетное звание самого доступного среди вменяемых импортных внедорожников («китайцы», извините, пока не в счет). Вышел на рынок Мercedes-Benz B-класса, занявший пустовавшую доселе нишу в линейке предлагаемых производителем моделей.
Да и цены, начинающиеся с 23 400 евро, если учитывать регалии производителя, не то чтобы слишком высоки. Порадовал, удивил, заставил задуматься и многое осознать трехмоторный (один бензиновый и два электрических) Lexus RX400h. Одно слово — гибрид, ни дать ни взять. Жаль, машина великолепная даже за свои $77 300, но в массы у нас, увы, не пойдет. В России слово «гибрид» больно уж отдает чем-то этнически чуждым и национально непримиримым. Среди прочих новинок можно отметить отлично упакованный на свои деньги SsangYong Rexton (от $33 500) и новый Suzuki Grand Vitara (от $26 700).
Эдак незаметно мы подошли к линейке автомобилей, презентации которых оказываются наиболее шумными, а продажи... Впрочем, не будем о грустном. Российское отделение концерна BMW устроило в ушедшем году, пожалуй, самую масштабную презентацию нового автомобиля. В марте им стала новая BMW 3-й серии, за которую нынче просят от 29 900 евро. В начале года стартовала новая Audi A4 — самая продаваемая в мире модель концерна. Ее можно купить уже за $30 500, но благодаря лестнице из предлагаемых восьми (!) бензиновых и дизельных двигателей стоимость «четверки» способна подняться втрое. Летом одновременно с европейской премьерой в России представили Lexus GS300 (от $61 900) и GS430. Что и говорить, Mercedes E-класса медленно, но сдает позиции. К тому же в этом Lexus есть такая хитрая электронная штука, которая в случае чего сама за вас и притормозит (не всеми, а нужным колесом), и подрулит на правильный угол, и за водителем присмотрит, чтобы он в экстремальной ситуации сгоряча не наделал чего не того. Вещь, одним словом!
Из тех автомобилей, что немного попроще, стоит выделить Volkswagen Passat нового поколения (от $24 800). Уже «в базе» он оснащен до зубов и, по нашим прикидкам, явно не уронит высоко поднятое знамя своих предшественников. Походить на него вовсю старается очередное, шестое, поколение Hyundai Sonata, носящее в России звучное и мало кому понятное имя NF. Чего не хватает этому автомобилю, чтобы встать с одноклассниками из Европы в один ряд, — уже непонятно. Кажется, сделано все. Даже ее цена вполне созвучна со стоимостью Passat. Hyundai NF продается от 22 190 евро. Наверное, все же настала пора воспринимать автомобили из Южной Кореи как автомобили, а не пародии на произведения мастеров из Старого Света.
Одним словом, в ушедшем году состоялось много занимательных премьер, всех и не упомнишь. Были и потери. Россию официально оставила испанская «дочка» VW — компания «Seat». Как-то не задалось с самого начала, видно, курс евро подкачал. Но из уходящего года мы вынесли главную мысль. Несмотря на то что машин становится все больше и они становятся все дороже, россияне покупают автомобили все охотнее. Причем как дешевые, так и дорогие. А это значит, что через год автопремьер станет еще больше, и нам будет о чем поговорить.