Когда речь идет о приобретении не слишком дорогой, надежной, приличной по размерам и более-менее престижной иномарки, часто вспоминается Ford Mondeo. Наиболее массовым в России стало первое поколение модели, и особенно ее пострестайлинговая модификация 1996 года.
Специалисты настоятельно советуют покупать именно рестайлинговую модель Mondeo, показанную в 1996 году. Такие автомобили внешне можно узнать в первую очередь по новой «морде» с увеличенными фарами и иной решетке радиатора. Ведь улучшенная версия этого автомобиля получила не только немного иной дизайн, но и избавилась от некоторых серьезных проблем, с которыми сталкивались покупатели Mondeo начала 90-х годов.
Естественно, при покупке необходимо проверить работоспособность всех электроприводов, лампочек и так далее. Надо посмотреть, не сломались ли еще ручки и решетки дефлекторов воздуховодов — они на Mondeo не слишком крепкие. Особое внимание стоит уделить передним стеклоподъемникам. Они имеют пластиковые шестерни, которые со временем ломаются. Замена механизма потребует около $150 или меньше, если купить стеклоподъемник на «разборке», где Mondeo встречается достаточно часто. Ведь там можно купить не только детальки для салона, но и кузовные элементы. Причем иногда крыло или бампер попадаются даже в цвет кузова (каждый элемент стоит $50—120).
На вторичном рынке можно встретить Ford Mondeo первого поколения с разными моторами. Чаще всего под капотом бензиновый 4-цилиндровый силовой агрегат серии Zetec трех объемов: 1,6 л (90 л.с. или 95 л.с.), 1,8 л (116 л.с.) или 2,0 л (131 л.с.). По словам специалистов, среди них наименее подходящий по мощности 1,6-литровый моторчик. С ним Mondeo едет вяло, а водитель часто вынужден сильно раскручивать движок. А это не самым лучшим образом сказывается на его ресурсе. Вот 1,8- и 2-литровые агрегаты называются наиболее оптимальными. Они уже обладают достаточным запасом «лошадей», да и с их надежностью нет особых проблем. Иногда, правда, текут передний и задний сальники двигателя, причем последний меняется только со съемом сцепления, что несколько повышает стоимость работ. Кстати, многие отмечают, что Mondeo не слишком приспособлен для скорого самостоятельного ремонта. Ведь, например, для снятия и прочистки клапана холостого хода (новый можно купить за $15—20) приходится ой как повозиться. Хотя стоимость работ на неоригинальных сервисах «Ford» не слишком высокая, поэтому ухоженный автомобиль не требует больших финансовых затрат (да и точек, где можно отремонтировать Mondeo, сейчас очень много).
Еще можно найти в продаже автомобили с двигателями V6 объемом 2,5 л серии Duratec. Обычно «шестерка» имеет 170 л.с., но Ford выпускал и «заряженные» версии Mondeo ST200 мощностью 200 л.с. Правда, сейчас гоняться за Mondeo ST200 не стоит. Уж слишком много проблем он способен доставить, ведь версия ST200 отличалась не только иным мотором, но и измененной подвеской, тормозами и пр. И запасные части для него найти практически нереально, да и покупать придется очень дорогие оригинальные детали (поверьте, цены на них заоблачные). Что касается обычного 2,5-литрового мотора, то он заслужил много лестных слов за свою надежность (механизм ГРМ здесь приводится в действие двумя очень прочными цепями, которые лишь после 300 тыс. км иногда требуют замены).
Владельцы Mondeo V6 жалуются, пожалуй, лишь на помпу, способную после 60—80 тыс. км сломаться или начать качать охлаждающую жидкость очень вяло (замена помпы — $80—100). Естественно, это приводит к тому, что движок начинает перегреваться. Однако мастера говорят, что даже в этом случае обычно удается отделаться лишь заменой прокладок «головок» (кстати, то же относится и к 4-цилиндровым моторам серии Zetec). Но желающим купить Mondeo 2.5i V6 (как правило, они имеют дорогую комплектацию Ghia) стоит сказать, что такие автомобили, несмотря на надежность силового агрегата, в любом случае будут дороже в эксплуатации примерно на 30%, чем более простые аналоги.
Дизель на Mondeo ставили только один — объемом 1,8 л и мощностью 90 л.с. Этот мотор проявил себя на удивление очень неплохо, причем его 90 «лошадок» воспринимаются гораздо лучше, чем у бензинового мотора объемом 1,6 л, ведь у дизеля намного выше крутящий момент. Нет проблем и с его надежностью, только водители должны помнить о необходимости регулярного техобслуживания. Так, ремень ГРМ в условиях России лучше менять через 50 тыс. км, иначе в случае его обрыва затраты на восстановление двигателя будут грандиозными (дешевле купить подержанный мотор). Кстати, те же слова можно отнести и к 4-цилиндровым бензиновым моторам. Правда, там рекомендуют менять ремень через 60 тыс. км, что стоит на обычной СТО $200—250 с учетом запчастей.
Ресурс сцепления Mondeo, оснащенного механической коробкой передач, в среднем составляет около 100 тыс. км, но у спокойных водителей его хватает и на 150 тыс. км. Но даже в случае выхода сцепления из строя не всегда нужно менять комплект целиком, хотя опытные мастера рекомендуют не экономить и поставить все сразу (это с учетом работ стоит, в общем-то, прилично для подержанной машины такого класса — около $250). 4-ступенчатый «автомат» тоже надежен, но его ресурс все же поменьше — иногда уже после 200—250 тыс. км пробега (а многие подержанные Mondeo уже успели накатать такое расстояние) требуется ремонт АКП, что может стоить $700—1500, а это очень много. Кроме того, владельцам Mondeo с «автоматом» нужно примерно раз в 40—60 тыс. км (а некоторые мастера рекомендуют и раньше) менять масло в коробке, что обходится в $100—120. Поэтому правильнее, наверное, будет брать машину все-таки с «ручной» коробкой.
Принято считать, что одно из слабых мест Ford Mondeo первого поколения — рулевая рейка, в которой уже после 30—50 тыс. км начинают подтекать сальники. При этом отремонтировать элемент невозможно, и приходится покупать новую рейку целиком, что стоит как минимум $1000. Однако это не совсем так. Во-первых, сейчас в продаже можно найти неоригинальные рейки за $450—500. А во-вторых, рейки «накрывались» лишь на автомобилях, сделанных в 1993—1994 годах. Затем «Ford» провел работы по улучшению качества, и проблема стала не такой острой. Хотя к настоящему моменту рулевое на многих Mondeo уже может требовать ремонта, поэтому на него надо обратить особое внимание при покупке автомобиля.
Еще одной серьезной проблемой Mondeo часто называют рычаги подвески, идущие в сборе с сайлент-блоками. Ходят слухи, что сайлент-блоки при езде по нашим дорогам выходят из строя уже после 20 тыс. км. Причем, естественно, покупать нужно весь рычаг в сборе за $150—180 (то есть согласно легенде примерно каждый год водитель Mondeo должен тратить $300—400 только на рычаги). Но и данное утверждение верно лишь частично. Да, на машинах, сделанных в самом начале 90-х годов, сайлент-блоки были откровенно слабенькими. Однако после модернизации 1996 года появились усиленные узлы, ставшие гораздо надежнее, хотя, признаться, и они служат не больше 100 тыс. км. Ну и, наконец, сами по себе рычаги сейчас стоят не очень дорого, к тому же многие сервисы (в том числе и некоторые фирменные) научились менять сайлент-блоки отдельно, что, естественно, значительно снижает стоимость ремонта (так называемый «маленький» сайлент-блок стоит $5, «большой» — $8, работа по замене обоих — $18,5).
В передней подвеске помимо сайлент-блоков надо обращать внимание на стойки и втулки стабилизатора, ставшие «расходным материалом» у большинства иномарок (их на Mondeo хватает на 30—50 тыс. км, что неплохой показатель, а замена одной стойки вместе со втулкой стоит около $60 с работой). Иногда выходят из строя ступичные подшипники, но и их замена обойдется всего в $50 (с работой за штуку). Амортизаторы способны служить больше 120 тыс. км, а меняют их часто вместе с опорными подшипниками (в этом случае обновление каждого амортизатора обойдется примерно в $70—90).
Задняя подвеска у рестайлингового Ford Mondeo образца 1996—2000 годов не простая, а подруливающая с несколькими рычагами. Сзади тоже чаще всего надо менять втулки и стойки стабилизатора, но они стоят недорого. Остальные детали очень редко доставляют проблемы.
ЭКСКУРС
Прародителем Ford Mondeo можно назвать модель Taunus, впервые показанную еще в 1939 году, — тогда этот автомобиль представлял собой 2-дверный седан с карбюраторным мотором мощностью 34 л.с. Затем новые поколения Taunus появлялись регулярно, причем в 1953 году на базе Taunus сделали довольно практичный универсал, а в 1964 году под капот автомобиля начали ставить интересный 4-цилиндровый V-образный двигатель объемом 1,5 л мощностью 60 л.с. В 1970 году Ford Taunus даже получил кузов купе.
Последнее поколение Ford Taunus было представлено в 1979 году. Этот автомобиль выпускали в виде 2- и 4-дверного седана, а также как универсал, и оснащали моторами объемом 1,3—2,3 л мощностью 58—114 л.с. В 1982 году производство Taunus прекратилось, а ему на смену пришла модель под названием Sierra (правда, на некоторых заводах в странах третьего мира Taunus еще продолжали собирать какое-то время).
Ford Sierra отличался необычным для своего времени дизайном, что привлекло к нему немало покупателей. Стоит отметить, что «Ford» выпускал не только стандартные версии Sierra, но и модификации с полным приводом (1983 год), а также «заряженные» версии Sierra Cosworth, оснащенные16-клапанным двигателем объемом 2,0 л с турбонаддувом мощностью 204 л.с. (дебют этой модели состоялся в 1987 году). А в 1990 году появилась и 220-сильная версия Sierra Cosworth.
В 1993 году на смену Sierra пришел Mondeo. Автомобиль собирали в трех кузовах: хэтчбек, седан и универсал. Двигатели имели объем от 1,6 до 2,5 л, причем на сей раз самую мощную версию (200 л.с.) стали называть не Mondeo Cosworth, а ST200 (дебют модели состоялся лишь в 1999 году).
Mondeo в начале 90-х годов считался одним из лучших в своем классе — не зря же он получил звание «Автомобиль года 1994». С самого начала производства Mondeo комплектовался более чем достойно — с 1993 года модель имела в «базе» подушку безопасности и АБС, что для того времени совсем неплохо.
В 1996 году Ford Mondeo претерпел рестайлинг. Автомобиль получил не только немного иную внешность и расширенную комплектацию, но и серьезно модифицированную подвеску.
В 2000 году родился Mondeo второго поколения, а в 2002 году — и его спортивная версия под именем ST220 (двигатель V6 объемом 3,0 л мощностью 226 л.с.). В конце 2003 года Mondeo немного модернизировали. Сейчас этот автомобиль оснащается бензиновыми моторами объемом 1,8 л (110 л.с., 125 л.с. или 130 л.с.), 2,0 л (145 л.с.), 2,5 л (170 л.с.) и 3,0 л (204 л.с. или 226 л.с.), а также дизелями объемом 2,0 л (90 л.с., 116 л.с. или 130 л.с.) и 2,2 л (155 л.с.).
Ford Mondeo заслужил репутацию неплохого «работяги». Конечно, это не самый надежный автомобиль в мире, однако владельцы Mondeo обращаются на сервис не часто, да к тому же и затраты на ремонт обычно довольно умеренные. Кроме того, можно отметить, что владелец Ford Mondeo избавлен в будущем от особых проблем с перепродажей автомобиля, ведь в России эта модель пользуется устойчивым спросом.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Когда мы работали в Бельгии и Германии по отбору автомобилей в Россию, то обратили внимание, что местные «гаражисты» как-то особенно пренебрежительно относятся к Ford Mondeo. Нас это очень удивило, так как, имея современную форму и отличную комплектацию, Mondeo стоили на 20—30% дешевле своих «одноклассников» Mitsubishi Galant, Toyota Carina E, VW Passat, Vectra, не говоря уж об Audi. При этом зачастую Mondeo были «свежее» по году выпуска и имели меньший пробег. Удивление несколько спало, когда одна бельгийская фирма пригласила нас в Антверпен, где на большой площадке стояло около сотни Mondeo в трехлетнем возрасте из проката. Средний пробег автомобилей составлял 70—90 тыс. км, цена была около $3000, но уровень их износа и затраты на ремонт часто превышали расходы на восстановление стоящих на этой же площадке автомобилей других марок с пробегами 150—200 тыс. км. Тем не менее многие покупали Mondeo, «западая» на современный дизайн, пробег и цену. С тех пор прошло около 7 лет. Ни одного из этих Mondeo не видно больше на дорогах, в то время как почти все остальные автомобили, несмотря на преклонный возраст и большие пробеги, исправно служат. Говорит ли это о том, что Ford Mondeo плохой автомобиль? Скорее всего, нет. Просто каждая машина рассчитана на определенный срок службы.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:
— «Ford» поистине народная марка, а Ford Mondeo — народный автомобиль. Спрос на эту машину остается стабильным из года в год, причем это касается как новых, так и подержанных экземпляров. Если говорить о покупке нового Ford Mondeo в кредит, то кредитная ставка 4,9% годовых — одна из самых лучших на рынке. Это связано с дотацией производителем кредитной ставки банка за счет скрытой скидки на автомобиль. Так, Ford Mondeo 1995 года за $6000 можно купить в кредит на 2 года без страховки КАСКО, заплатив $700 первоначального взноса и $353 ежемесячного платежа. По другой программе Ford Mondeo 1997 года за $7500 можно купить в кредит на 3 года со страховкой КАСКО, первоначальный платеж составит $860, ежемесячная выплата $318, страховка КАСКО за 1-й год страхования включена в кредит, за 2-й и 3-й год она обойдется в $1125 в год.
Для второго поколения Ford Mondeo условия кредитования сопоставимы с условиями покупки новых автомобилей, а по выбору кредитных программ и размеру первоначального взноса значительно превосходят кредитные условия для новых автомобилей. Покупка Ford Mondeo 2002 года за $16000 в кредит на 3 года обойдется в $800 первоначального взноса и $491 ежемесячного платежа, страховка КАСКО за каждый год кредита будет стоить $1440.
Хорошие Ford Mondeo долго на рынке не задерживаются, поэтому сначала желательно обзавестись кредитным решением, чтобы не тратить время на его получение после того, как будет найден достойный автомобиль.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.creditman.ru.