1924

Большие надежды на маленькие авто

Десять мартовских дней 76-го Женевского международного автосалона четко определили, по каким направлениям идет противостояние главных игроков мирового автопрома
Когда на Женевском автосалоне Фредерик Сент-Жорж, глава главного бренда в тандеме PSA «Peugeot/Citroёn», сдернул покрывало с их мировой премьеры Peugeot 207, сменивший 206-ю модель, он не просто представил новый хэтчбек в классе «В». Он тем самым, по мнению экспертов, дал старт беспрецедентной схватке за европейского покупателя маленьких автомобилей — а это второй по объему продаж сегмент европейского авторынка.
Поделиться

Десять мартовских дней 76-го Женевского международного автосалона четко определили, по каким направлениям идет противостояние главных игроков мирового автопрома.


Во-первых, выгодно выглядеть «зеленым», то есть радеющим за два «Э» — экономичность и экологичность. Во-вторых, нужно биться даже за самую малую незаполненную нишу автомобильного рынка. Кроме того, в старушке Европе, как и в США, идет столь успешное наступление японо-корейских производителей, что в борьбе с ними европейским «грандам» приходится все труднее. Наконец, мировой авторынок четко и окончательно разделился на «богатые» и «бедные» регионы, где у покупателей машин свои, особые возможности и потребности, под которые и приходится подстраиваться всем производителям. И в ранее отсталых регионах уже появились амбициозные местные производители, собирающиеся в ближайшие несколько лет активно продвигать свой автотовар по всему миру. Вот такой непростой расклад, который, по всей видимости, только на руку покупателю: конкуренция в этом случае явно в его пользу.

Когда на Женевском автосалоне Фредерик Сент-Жорж, глава главного бренда в тандеме PSA «Peugeot/Citroёn», сдернул покрывало с их мировой премьеры Peugeot 207, сменивший 206-ю модель, он не просто представил новый хэтчбек в классе «В». Он тем самым, по мнению экспертов, дал старт беспрецедентной схватке за европейского покупателя маленьких автомобилей — а это второй по объему продаж сегмент европейского авторынка. Во всяком случае для «Peugeot» и «Fiat» именно производство автомобилей класса «В» — основной источник доходов. Пять новых версий известных ключевых моделей в этом классе — Peugeot 207, Fiat Punto, Opel Corsa, Toyota Yaris и Renault Clio, которые или только появились в продаже (по правилам Женевского автосалона здесь можно выставлять модели, отметившиеся на рынке в течение последних пяти месяцев), или явились дебютантами этого салона, должны стать в этом году лидерами продаж.

Битва за европейских покупателей в рыночной нише автомобилей класса «В», к которым относятся и Volkswagen Polo, и Ford Fiesta, началась еще с появления Peugeot 205. Но если в 1991 году в общем объеме всех продаж новых авто их доля составляла только 19%, то в этом году — уже 49%.

Кстати, именно в классе «В» и в ценовой нише дешевых автомобилей намерены покорять Европу и США, а также, кстати сказать, Россию, быстро набирающие ускорение автопроизводители Китая, Индии, Малайзии и Ирана. Да и «Toyota» объявила в Женеве о планах возобновить производство новых малых и дешевых машин. Добавим, что «Renault», «Citroёn», «Peugeot», «Fiat» и VW уже выпускают дешевые седаны, универсалы и минивэны класса «В» по цене от $8000 и меньше в странах Восточной Европы, Турции, Мексике и Бразилии. Например, «Renault» большую часть из 800 000 авто, выпускаемых ежегодно, собирается продавать в Иране, Индии и России. Ирония рынка: китайцы примериваются к Западной Европе и США, а европейцы и японцы нацелились на Китай. Жаль только, наш «АвтоВАЗ», исконный производитель массовых дешевых авто класса «В», и здесь заметно теряет лицо. И в этой связи стоит отметить еще одну тенденцию в мировом автопроме.

Мировые производители автомобилей переходят от массового производства одной модели (как, скажем, это было в СССР или в случае с VW Golf или Ford F-серии) к выпуску большего их числа, но в значительно меньших объемах. Так, «Ford» объявил о том, что к 2010 году намерен предлагать потребителю 300 моделей. Этот поворот в производственных планах свидетельствует об остром желании компаний забраться в «чужой огород» — в другие рыночные сегменты — и занять все более или менее свободные рыночные ниши. Но выигрывает снова потребитель: ему станут предлагать авто на любой вкус и кошелек, что уже отразилось на экспонатах Женевского автосалона.

Правда, при этом автопроизводителю приходится разрабатывать целый букет моделей, которые и выглядят по-разному, и ведут себя на дороге не одинаково, но строить их на одной платформе и использовать одни и те же дорогие агрегаты, такие как КП, двигатели и подвеска.

И здесь главное — унифицировать платформы в разумных пределах, а не так всеобъемлюще, как, к примеру, это сделано у моделей VW и «Skoda», Peugeot 107 и Citroёn Saxo, или как у «Ford» к Jaguar X-Type пришили платформу от Mondeo, что явно не понравилось покупателям. По этой же причине Daewoo Kalos — это Chevrolret Aveo, Suzuki Swift — это Pontiac Wave. Более удачные примеры — Pegeuot 407 Cope и Citroёn C8, впервые показанные прошлой осенью во Франкфурте.

И здесь весьма востребованны дизайнеры, стиль — явный ключ к успеху. Питер Хорбари, бывший шеф-дизайнер «Volvo», теперь отвечающий за экстерьер многих моделей «Ford», отметил в Женеве изысканный, чисто французский дизайн премьерных Renault, Peugeot и Citroёn. По его словам, топ-менеджеры автомобильных компаний наконец поняли, что стиль, дизайн — лучший способ выделить на рынке ту или иную модель, и в большой степени теперь прислушиваются к мнению дизайнеров, а не специалистов по маркетингу. По мнению дизайнеров, удача сопутствовала создателям таких выставленных в Женеве моделей, как минивэн Skoda Roomster, промышленных прототипов Opel GT, Ford Galaxy, кроссовера VW Concept A, Alfa Romeo 159 Wagon и Spyder, о которых мы еще расскажем.

В этом обзоре мы расскажем в основном об автомобильных премьерах в классе «В», тем более что на стендах в Женеве в отличие от международных автосалонов в Париже и Франкфурте почти нет новинок представительского класса и больших внедорожников, а представлены большей частью небольшие городские машины, да еще и дорогие спорткары, пользующиеся успехом у весьма зажиточных автолюбителей Швейцарии.

Итак, дебютный Peugeot 207. Его предшественник 206-й, производство которого будет продолжаться, на сегодняшний день лучшая по продажам модель этого бренда (5,35 млн. штук с начала выпуска в 1998 году). Новинка предназначена для тех, кто хотел бы получить в своем авто больше комфорта и усилить системы безопасности. Она больше и тяжелее 206-й, длиннее Renault Clio и совпадает по размерам с Fiat Grand Punto. Она имеет шесть подушек безопасности, два преднатяжителя ремней безопасности и усиленный каркас кузова, что делает машину менее уязвимой при боковом ударе.

Автомобиль оснащается бензиновым двигателем объемом 1,6 л новой модели, разработанной PSA и BMW. К концу года у нее появятся еще два новых движка PSA/BMW — турбированный мощностью 150 л.с. и атмосферный мощностью 115 л.с. с непосредственным впрыском. Модель будет производиться на заводах PSA в Пуасси под Парижем, в Виллаверде под Мадридом и в Трнаве в Словакии в версиях купе-кабриолет и универсал.

Одноклассник Renault Clio Sport стал спорткаром и получил не только шильдик «Sport», но и гоночный диффузор под задней частью днища, аэродинамические воздуховоды за крыльями. Но главное — новый 2-литровый 16-клапанный двигатель с многоточечным впрыском, 6-ступенчатой МКП или 4-ступенчатой адаптивной АКП. По словам представителя «Renault», фирме впервые в мире удалось установить большой движок с АКП на автомобиль класса «В», так как двигатель, в котором использован алюминий и композитные материалы, получился весьма легким.

«Дочка» «Renault» в Румынии «Dacia» подставила подножку своему главному конкуренту в России Lada Kalina — в Женеве дебютировал промышленный прототип универсала Logan Steppe, у которого для антуража на крыше были еще и лыжи. Как ожидается, машина будет выпускаться уже летом в двух вариантах — 5-местном и 7-местном. Она будет оснащена двумя бензиновыми двигателями и, что более интересно, 1,5-литровым дизелем мощностью в 68 л.с. (средний расход топлива — 4 л на 100 км).

Еще один хорошо знакомый россиянам «полуиностранец» Ford Focus также предстал в Женеве модным спортсменом — в виде купе-кабриолета с жесткой крышей, получив шильдик «СС». Ему придают два бензиновых мотора объемом 1,6 л и 2,0 л и новый турбодизель 2 л. Модель будет продаваться и в России. Компактными спортивными машинами отметились в Женеве бренды «Lotus» и «Opel». «Англичанин» Lotus Europa S предлагается в двух версиях — Elise и Exige, они впервые в истории фирмы не спортсмены—аскеты, а оснащены подушками безопасности, кожаными креслами и качественными ковриками, гидроусилителем руля и кондиционером в качестве опции. Кузов — алюминиевый монокок. Четырехцилиндровый двигатель — бензиновый, турбированный, объемом 1,8 л, мощностью 218 л.с., разгоняющий машину весом в 935 кг до 100 км/ч за 4,3 с, максимальная скорость — 238 км/ч. Цена — 45 000 евро.

Предсерийный Opel GT вернулся к своим фанам спустя 33 года после своего предшественника в виде двухместного заднеприводного родстера, построенного на платформе GM, уже использованной под новые американские модели Pontiac Solstice и Saturn Sky. Машина оснащена четырехцилиндровым двигателем мощностью 260 л.с., разгон до «сотки» — менее чем за 6 с, максимальная скорость — 230 км/ч. Автомобиль позиционируется между BMW Z4 и Mazda5, которые также дебютировали в Женеве. Цена — 30 000 евро.

Но хватит о спорте. В классе «В» «Fiat» и «Suzuki» выступили в паре с премьерами компактных кроссоверов Fiat Sedici и Suzuki SX4 на основе общей платформы, разработанной японцами. Sedici — первый SUV итальянцев, и они намерены продавать ежегодно по 20 000 экземпляров по цене около 20 000 евро. Suzuki SX4 будет выпускаться по 40 000 штук в год в двух версиях: городском Urban Line c передним приводом и как внедорожник 4X4 Outdoor Line с отключаемым передком. И «итальянец», и «японец» будут оснащаться двумя бензиновыми двигателями объемом в 1,5 л (99 л.с.) и 1,6 л (107 л.с.) и 1,9-литровым турбодизелем Common Rail (120 л.с.). Производство машин планируется на заводе «Suzuki» в Венгрии, вклад итальянцев — техническое задание и дизайн моделей в студии «ItalDesign».

Другой известный японский производитель компактных автомобилей «Daihatsu», принадлежащий «Toyota», блеснул в Женеве не только традиционным саке в деревянных коробочках-чашках и суши для журналистов, которые готовились здесь же на стенде, но и тремя премьерами. Во-первых, дебютом промышленного прототипа вместительного универсала D-Compact Wagon с 1,5-литровым бензиновым двигателем, который является европейской версией американской модели Daihatsu ScionxB и моделью японского рынка Toyota dB. У 4-дверного распашного универсала просторный «семейный» салон с многофункциональной установкой сидений. Новая версия компактного SUV Terios, который стал длиннее и шире, ранее занимал по продажам в Западной Европе второе место после популярного Suzuki Jimmi. У обновленной модели новый бензиновый двигатель мощностью 100 л.с., но, увы, нет дизельного, столь любимого европейцами. Цена — 17 900 евро. «Daihatsu» выставила и новый 4-дверный миникар для Европы Trevis длиной в 3400 мм, дизайн которого выполнен в стиле ретро. Он оснащен бензиновым литровым движком мощностью 58 л.с.

Если же говорить о дорогих, люксовых компактах, то отметим концептуальный универсал Mini Traveller — это уже четвертая версия модели (прежние выставлялись в 2005 году во Франкфурте и Токио, в 2006-м — в Детройте). Теперь в его дизайне ощущается скандинавский привкус. Окончательный вариант модели ожидается осенью в Париже, но уже в Женеве стало известно, что под нее, а также под новые компактные и среднеразмерные авто PSA, готовятся новые движки: BMW и PSA разработали семейство бензиновых двигателей объемом 1,6 л. Mini получит также 1,4-литровый дизель от «Toyota».

В заключение отметим компактный концепт от «Dodge» — дочернего бренда, который концерн «DaimlerChrysler» натужно проталкивает в Европу. Хэтчбек Hornet — типичный «американец» агрессивного вида, наряженный в европейский «костюмчик». По ширине — 1932 мм — он почти влез в класс «С», у него есть и средняя стойка. Машину намерены оснастить 4-цилиндровым турбированным 1,6-литровым движком мощностью 170 л.с. По замыслу топ-менеджеров концерна, эта модель должна будет конкурировать на европейском рынке с Renault Clio RS и Ford Fiesta ST.