2008

Батарейки просят огня

В сырое межсезонье автоэлектрика, и в первую очередь аккумулятор, держат экзамен на выносливость
Затянувшаяся зима с ее экстремальными морозами позади. Пожилые аккумуляторы, из последних сил тянувшие лямку утренних ледяных пусков, просятся на покой. Чтобы не портить себе настроение в теплое время года, многие автовладельцы задумываются об обновлении подкапотной «батарейки».
Поделиться

Затянувшаяся зима с ее экстремальными морозами позади. Пожилые аккумуляторы, из последних сил тянувшие лямку утренних ледяных пусков, просятся на покой. Чтобы не портить себе настроение в теплое время года, многие автовладельцы задумываются об обновлении подкапотной «батарейки».

Сейчас в гамме продукции аккумуляторных заводов крайне редко можно встретить старые модели автомобильных батарей полностью обслуживаемого типа. Следующим поколением автомобильных аккумуляторов стали так называемые малообслуживаемые батареи. В составе их свинцовых пластин применяется меньше сурьмы. Газ при зарядке батареи из категории малообслуживаемых выделяется гораздо меньше, но долив дистиллированной воды время от времени все-таки требуется. Дальнейшим развитием «аккумуляторостроения» стали необслуживаемые батареи. Запас электролита над пластинами у них больше, чем у предшественниц. Вместе с пониженными темпами «выкипания» это позволяет производителю гарантировать больший срок службы. Каждый из перечисленных типов аккумуляторов обладает собственными достоинствами и недостатками. Малообслуживаемые относительно недороги, но требуют периодического контроля за уровнем электролита. Необслуживаемые дороже, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода. Необслуживаемые кальциевые батареи благодаря еще более низкому газовыделению обязаны служить пять-семь лет без какого-либо ухода. У них меньше выражено явление саморазряда, что становится особенно заметно на последних годах службы. Но кальциевые батареи больше, чем низкосурьмянистые, боятся глубокого разряда.

Автомобильный аккумулятор «Dupex» для экстремалов! Производитель аккумуляторов «Hankook» представляет на российский рынок новый бренд для экстремальных условий эксплуатации «Dupex» (ДУПЕКС). Основным преимуществом этой батареи является применение новейшей технологии устойчивости к перегревам (HRT). Конструкция корпуса «Dupex» обладает особой прочностью. Пластины изготовлены с добавлением серебра, что сводит к минимуму выкипание воды, коррозию, улучшает эффективность электрохимических процессов. Блоки пластин дополнительно укреплены специальным клеящим составом, максимально предотвращающим последствия вибрации. Герметично запаянная крышка «Dupex» полностью предотвращает вытекание электролита. Встроенный глазок позволяет без труда определять состояние батареи. «Dupex» имеет впечатляющий дизайн и удобную для переноса ручку. Процесс сборки и контроля качества батареи полностью автоматизирован. «Dupex» по своим показателям является сверхнадежным, с увеличенным на 25% сроком службы, аккумулятором и рекомендуется для экстремальных условий эксплуатации.

Аккумуляторные батареи «Аком» изготовлены по технологии «кальций—кальций». При ее использовании решетки пластин не отливаются, а изготавливаются из прокатанной ленты с последующей просечкой. Что позволяет обеспечить высокую токособирающую способность электродов. Низкий саморазряд и большее сохранение энергии в аккумуляторе обеспечивают надежный запуск двигателя, сокращают время восстановления заряда батареи.

«Аком» перешел на изготовление пластин по геометрии компании «Varta», которые имеют большую активную площадь, что увеличивает токоотдачу батареи. Одно из свойств кальциевых батарей «Аком» — сведение к минимуму гидролиза воды. Электролит в них не «выкипает» даже при напряжении 16 В. В то время как в аккумуляторах на основе свинцово-сурьмянистых сплавов гидролиз воды начинается уже при 12 В, а при увеличении напряжения этот процесс усиливается. Стойкость к гидролизу позволяет сделать кальциевые аккумуляторы необслуживаемыми — не требующими долива воды. При исправной системе зарядки и правильной эксплуатации рабочий уровень электролита сохраняется в течение 3 лет. Именно такой срок гарантии компания «Аком» дает на свою продукцию.

«Forse» – это новое поколение кальциевых аккумуляторов. Мощные, выносливые, обладатели просто гигантских токовых показателей. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить токовые характеристики с другими батареями – у аккумуляторов «Forse» самые высокие пусковые токи: 55 выдает токи в 530 А, а 60-ка, равные 600 А. Если говорить о надежности этих аккумуляторных батарей, то подтверждением высоких эксплуатационных качеств стала нынешняя зима. «Forse» отлично сдал зимний тест на выносливость, и теперь аккумуляторы этой торговой марки представлены практически на всех прилавках Москвы. Стоит добавить, что помимо гигантских пусковых токов аккумуляторы «Forse» имеют ряд дополнительных преимуществ: высокая коррозийная устойчивость электродов, стабильные токовые показатели. Аккумуляторы оснащены внутренними виброгасящими устройствами, повышающими механическую прочность электродов и продлевающие ресурс батареи.

Как и большинство современных кальциевых батарей, «Forse» — необслуживаемые аккумуляторы, однако у них имеется доступ к банкам, так как срок службы этого аккумулятора значительно превышает трехлетний срок гарантии. Преимущества кальциевого сплава дополняет двойная «лабиринтная» крышка, сохраняющая требуемый уровень электролита, кроме этого, крышка оснащена системой фильтров-пламегасителей, защищающих подкапотное пространство автомобиля от паров кислоты, а сам аккумулятор от опасности взрыва. Диапазон рабочих температур от –50, до +80 градусов Цельсия. Следует отметить, что «Forse» 6СТ-60 выполнен в низком моноблоке для возможности установки на ряд европейских автомобилей.

«Fire Ball» – это отличная, современная батарея. Основными достоинствами этого аккумулятора являются высокие, а главное, стабильные токовые характеристики, низкий саморазряд и дополнительный запас емкости. Весомым преимуществом «Fire Ball» среди прочих батарей этой ценовой категории является то, что этот аккумулятор оснащен двойной лабиринтной крышкой каминного типа, предотвращающей «выкипание» электролита, а следовательно, продлевающей ресурс работы этой батареи. Кроме того, в крышку встроена система фильтров-пламегасителей, делающих эксплуатацию АКБ более безопасной. Аккумуляторы «Fire Ball» устойчивы к перепадам бортового напряжения и глубокому разряду.

Аккумуляторы «Titan», разработанные компанией «Tubor», изготавливаются по кальциевой технологии. Они оснащаются адаптационным HD-пакетом, дающим возможность использовать батарею в сложных режимах эксплуатации. Под этим понятием прежде всего подразумевается виброустойчивость. Именно HD-пакет позволяет не бояться плохих дорог и сложных режимов эксплуатации. В этом аккумуляторе применена технология «hon melt», подразумевающая заливку нижней части свинцовых пластин специальным пластиком для более надежного противостояния тряске. Улучшение стартовых характеристик аккумулятора достигнуто за счет применения передового кальциевого сплава в пластинах и сепараторов из новейших материалов. Аккумулятор «Titan» может похвастать не литыми, а холодноковаными клеммами, обладающими повышенной проводимостью и меньшей окисляемостью. «Titan» полностью отвечает российским условиям и технологическим требованиям компаний Volkswagen, Ford, Toyota и Fiat, которые планируют или уже производят свои авто на территории России.


НАША СПРАВКА

Для отечественных машин и для подержанных иномарок подойдут и малообслуживаемые, и необслуживаемые батареи. Предпочтительней все же малообслуживаемые — они не столь чувствительны к перезаряду. Они могут выдерживать глубокий разряд, например, во время длительной работы стартера зимой, когда мотор отказывается заводиться с первой попытки. Контролировать уровень электролита надо не чаще двух раз в год. Владельцам же новых иномарок, у которых проблем с пуском мотора быть не должно, наряду с необслуживаемыми батареями можно порекомендовать и кальциевые. На таких авто при отсутствии глубоких разрядов они будут служить очень долго, в полтора-два раза дольше необслуживаемых.


КСТАТИ

Сроком аккумуляторной «свежести» специалисты считают примерно три месяца. Залежавшийся товар лучше не приобретать. Дело в том, что в ожидании покупателей на прилавках или складах они успевают подвергнуться существенному саморазряду. Это снижает общий рабочий ресурс батареи. Отсутствие циклов разряда-зарядки, которым батарея подвергается при эксплуатации на автомобиле, негативно сказывается на состоянии электролита, электродов и снижает фактическую емкость.


При низких температурах из-за увеличения вязкости моторного масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в 2—3 раза. Время пуска холодного двигателя в сравнении с прогретым увеличивается порой в 10—20 раз. Таким образом, низкие зимние температуры предъявляют высокие требования к стартерным характеристикам аккумулятора. При температуре электролита –100 С емкость батареи составляет 80%; при –200 С — 66%; при –300 С — 50%; для –400 С только 32% того, что она способна выдать в теплом состоянии. Чаще всего аккумуляторы «умирают» потому, что химическая реакция идет не на всю глубину пластины электрода. На ее поверхности образуются мелкокристаллические сульфаты, блокирующие выработку энергии.

Низкая заряженность батареи (менее 75% от номинала) может появиться в результате слабого натяжения ремня привода генератора или неисправности генератора, когда при работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В. Признаки неисправности батареи могут появляться не только из-за ее дефектов. Например, низкая плотность электролита в одной из банок возникает при доливе в нее дистиллированной воды больше уровня. Когда часто приходится включать мощные потребители — фары, мощную музыку и т.п., желательно раз в месяц проверять степень заряженности батареи.