Посетитель Женевского автосалона всегда уверен в том, что его ожидает встреча с наиболее причудливыми, поражающими воображение и даже шокирующими творениями дизайнеров, — такова пикантная особенность этого мирового автошоу.
Вчерашний концепт, или промышленный прототип, — это модель, ожидающая покупателя в автосалоне сегодня. Именно поэтому мировые автосалоны сравнивают с крупнейшими международными показами мод. Как и на фэшн-шоу, одни модели выставляются лишь для того, чтобы поразить публику и продемонстрировать полет фантазии, креативный потенциал дизайнера, другие же ложатся в основу новой коллекции, скажем, нижнего белья, которая вскоре будет замечена на милых дамах.
Демонстрацию концептов можно сравнить еще и с дегустацией изысков известных шеф-поваров — это меню на завтра и на послезавтра.
— Зачем нужны концепты? — задается вопросом Марк Ллойд, главный дизайнер «Citroёn». — Они позволяют дизайнеру сбросить повседневные ограничения. Ведь всегда найдется тысяча причин не воплотить блестящую идею в реальность. Но когда она стоит перед тобой «в железе» — это гораздо больше, чем просто рисунок на бумаге...
Пьер Лоинг, директор по производству «Nissan Europe», считает, что «концепты так или иначе всегда связаны с тем, что производитель намерен использовать в серийных моделях».
Наконец, разница между концептом и промышленным прототипом вроде бы очевидна — это все равно что сравнивать модель от кутюр (высокая мода) и прет-а-порте (мелкосерийный пошив, предваряющий массовую продукцию). Однако не все так однозначно. Бывает, что концепт запускается в серию, в то время как прототип все еще ждет своего часа. В 1999 году «Citroёn» показал в Женеве прототип С6 Lignage, и лишь шесть лет спустя и снова на Женевском автосалоне был представлен серийный C6, во многом вобравший в себя черты прототипа. А вот прототип Mazda-Sportif уже через год пошел в серию как Mazda3. В сентябре минувшего года во Франкфурте BMW выкатила концепт Z4 Coupe, а на нынешнем Женевском автосалоне эта модель и ее версии (тюнинговая Z4M и Z4 roadster) демонстрировались накануне запуска в серию…
Так чем же поразила Женева-2006 своих гостей? Одна из неоднозначных моделей, показанная в качестве мировой премьеры, — предсерийный прототип спортивного автомобиля «Tramontana» (в переводе «ветер созидания»), на шасси серийных экземпляров которого вместо номера будет выбита строфа из стихотворения известного каталонского поэта. Создатели этого спорткара назвали его «неотразимой комбинацией классических форм, ретростиля и уникальных футуристических качеств». При этом его дизайн и конструкция — «творческое переосмысление» облика и начинки гоночных машин «Формулы-1» и… истребителя (во всяком случае, водитель и пассажир сидят друг за другом, словно в кокпите боевого самолета).
Машина создана группой молодых инженеров, дизайнеров и менеджеров, многие из которых ранее работали на таких «грандов», как BMW, VW и «Lamborghini». Они учредили свою небольшую инновационную фирму в испанской провинции Каталония, объявив себя наследниками и продолжателями дела великих испанских автомастеров начала минувшего века, создавших такие роскошные автомобильные шедевры, ставшие легендарными, как Hispano Suiza, Pegaso и Z102.
В отделке салона Tramontana применяются самые дорогие материалы, белое и желтое золото и драгоценные камни, дорогие породы дерева. Фирма намерена выпускать всего по двенадцать машин в год, причем рабочее место водителя подгоняется, как перчатка, строго индивидуально, с учетом антропологических данных заказчика, да еще при изготовлении каждого экземпляра учитываются все прихоти и пожелания клиента. Заднеприводный спорткар оснащается битурбированным двигателем V12 мощностью 750 л.с.; на каждую «лошадку» приходится всего 1,6 кг собственного веса — отличный показатель! Да и максимальная скорость впечатляет — более 300 км/ч, разгон до «сотки» за 4 с. Словом, та еще ласточка по цене 610000 евро за штуку.
Если говорить о большой немецкой тройке, то настоящим концептом порадовал лишь «Volkswagen», выставивший давно ожидаемый и обещанный SUV гольф-класса с условным простеньким названием Concept A. Еще с прошлого года в автомобильной тусовке говорили, что его назовут Bedouin или Marrakesh, а немецкие автожурналисты звали его «беби-брат Touareg», однако шеф бренда Вольфганг Бернхард предложил подыскать подходящее название для новой модели самим будущим покупателям.
По размерам полноприводный Concept A схож с популярным в России среднеразмерным SUV Kia Sportage, но зализанный «немец» благодаря круто ниспадающей крыше, широко расставленным колесам, коротким свесам, узким боковым окнам и сравнительно небольшой высоте оставляет впечатление стремительной и динамичной машины. Впрочем, дизайнеры бренда объясняют, что намеренно смешали стили спортивного авто и SUV. V-образная, растянутая в ширину, высокая, разделенная пополам решетка радиатора, по верхним концам которой расставлены узкие комбинированные фары, делает «передок» похожим на морду гепарда. У четырехместной модели все сиденья раздельные, распашные двери и нет средней стойки, что открывает хороший доступ в салон. У двустворчатой двери багажника нижняя половинка откидывается, как у пикапа, что тоже удобно при перевозке длинномерной поклажи. Странновато, правда, что складывающаяся крыша матерчатая. Но, видимо, это временно — как говорят сведущие люди, у серийной модели, которая должна появиться сначала на салоне во Франкфурте в будущем году, а на рынке — в начале 2008 года, обвод крыши потеряет низкий профиль, свойственный скорее купе. Концепт оснащен новейшим турбированным бензиновым двигателем TSI мощностью 150 л.с., будет предлагаться и дизель. Ближайшие конкуренты — Toyota RAV4 и BMW X3.
Яркие концепты представили в Женеве скандинавские бренды. По общему мнению журналистов, освещавших салон, особенный интерес вызвал Saab AeroX, вокруг которого постоянно толпился народ. «МКмобиль» уже писал об этом концепте, но он достоин того, чтобы к его портрету добавили несколько штрихов.
«Saab», во-первых, решил напомнить о своем авиационном прошлом, а во-вторых, показать, что в дизайне скандинавские корни (чистые и органичные обводы) по-прежнему сильны, несмотря на строгий взгляд из штаб-квартиры GM, которому он теперь (или пока?) принадлежит. У AeroX двери и лобовое стекло поднимаются вместе и вперед, как блистер у истребителя, благодаря чему садиться в это низкое купе удобно, а отсутствие передней стойки предоставляет водителю прекрасный обзор. Кузов легкий и прочный, так как сделан из углеродного волокна. Большое заднее стекло поднимается как у хэтчбека, открывая доступ во вполне приличное багажное отделение. На приборной доске отсутствуют кнопки и циферблаты — вся необходимая информация высвечивается в «чистых зонах» панели в виде трехмерного голографического изображения. Скандинавский экологический идефикс отразился в выборе мотора для концепта: 400-сильный V6 битурбо работает на одном из видов так называемого биотоплива — этиловом спирте — и разгоняет это полноприводное «летающее купе» до «сотки» за быстрые 4,9 с. В серию модель вряд ли запустят, но многие дизайнерские и инженерные решения наверняка перекочуют в новые модели бренда.
А вот второй «скандинав» — двухдверный концептуальный хэтчбек Volvo C30 — куда ближе к конвейеру: его промышленный прототип будет показан осенью на Парижском салоне. Длиной всего 4240 мм, С30 будет самой маленькой моделью в линейке Volvo. Машина построена на укороченной фордовской платформе С1, которая используется также в бюджетных моделях Ford Focus и Mazda3, а также в машинах среднего премиум-класса — Volvo S40/S50. Особенность С30: она выглядит как купе, но у нее просторный и комфортабельный салон. Предназначенная для «динамичных горожан» модель появится на рынке уже в конце года и должна составить конкуренцию Audi A3 и «копейке» от BMW.
Если уж мы упомянули «Ford», то расскажем о его промышленном прототипе, дебютировавшем в Женеве: Ford Focus CC (coupe-cabriolet). В 2004 году на Парижском автосалоне был показан весьма симпатичный концепт, отличавшийся свежим фирменным дизайном — купе со складывающейся металлической крышей Ford Vignale, вызвавший большой интерес у публики и специалистов. На мой вопрос, а пойдет ли этот концепт в серию, фирмач ответил весьма уклончиво, хотя «Ford» давно нуждался в среднеразмерном кабриолете, так как открытый Escort был снят с производства еще в 1998 году.
Разработку модели поручили известной и заслуженной итальянской дизайнерской фирме «Pininfarina», которая за последние годы наладила и производство мелкосерийных автомобилей. Неудивительно, что четырехместный CC, пополнивший линейку Focus второго поколения, будет выпускаться на двух заводах «Pininfarina» с осени нынешнего года, и до его исхода планируется выпустить 20000 этих машин. На выбор три двигателя, из которых самый мощный — в 143 л.с., а самый экономичный — мощностью всего в 99 л.с. (он явно слабоват для тяжелого кабриолета с металлической крышей). В продажу эта модель поступит и в России.
«Nissan Murano из далекой галактики» — так образно окрестили журналисты концептуальный 4-местный кроссовер Hyundai Genus, с помощью которого корейский бренд намерен пробиться на европейский рынок машин D-класса, где его уже «ждут» среднеразмерные универсалы Chevrolet Malibu Maxx и Opel Signum. Смелый и оригинальный экстерьер концепта разработали в дизайн-бюро фирмы в Германии, где сумели совместить спортивный динамизм купе и многофункциональность универсала. И интерьер под стать: комфорт, элегантность, практичность.
Особые приметы концепта: во-первых, огромные раскосые передние фонари, вытянутые от радиаторной решетки почти на всю длину капота, в них 11 светодиодных светильников, способных осветить дорогу на несколько километров вперед. Во-вторых, сиденье, выдвигающееся на нижний борт багажника, как раз над грузовой платформой, которая, в свою очередь, выдвигается из нижней части заднего бампера — получается эдакая площадка для мангала со скамеечкой у огня, не хватает только большого полосатого зонта.
В-третьих, панорамная стеклянная крыша и узкие полоски боковых зеркал с видеокамерами. Машина оснащается дизелем Common-Rail объемом в 2,2 л. Серийный прототип планируется подготовить в течение ближайших трех лет.
В заключение о концепте другого, минималистского толка. «Daihatsu» представила третье поколение ультраэкономного концепта UFE-III. Этот трехместный микроавтомобиль, в котором водитель сидит по центру впереди, а два пассажира сзади, может претендовать на два рекорда: по минимальному потреблению топлива (2,1 л на 100 км) и минимальному аэродинамическому сопротивлению (CD = 0,168). Кузов весьма легкий, всего 440 кг, так как сделан из синтетических смол и алюминиевых деталей. Специально разработанные покрышки (115/65R16) с уменьшенным сопротивлением качению также внесли свою лепту в экономичность этого мини-авто. Его приводит в движение электромотор, питающийся электроэнергией от генератора, который крутит 3-цилиндровый 12-клапанный бензиновый двигатель прямого впрыска конструкции Аткинсона (объем 0,66 л). В салоне этого футуристического вида автомобильчика длиной всего в 3395 мм вполне комфортно, интерьер эргономичный, в модном стиле техно. Две двери и лобовое стекло откидываются вверх и вперед, как и у Saab AeroХ, прихватывая при этом еще и приборную панель, — так что седокам обеспечен вполне свободный вход и выход.