Чешская «Skoda» настроена на кардинальную смену имиджа. Похоже, ее больше не устраивает роль бюджетной марки-сателлита, которую многие покупают вынужденно, из-за нехватки средств на более продвинутое европейское авто. Skoda Roomster — еще один шаг в этом направлении, новый и весьма оригинальный взгляд на современные компактвэны. Он призван развеять остатки предрассудков и, по словам производителей, должен привнести в имидж марки совершенно иной, свежий драйв. Посмотрим, насколько это удалось...
Странное дело, завидя пробирающийся по знаменитой пражской брусчатке вверенный нам Skoda Roomster, прохожие через одного замедляют шаги и с улыбкой провожают нас взглядом. Бесчисленные туристы, следуя магической указке экскурсоводов (гиды с гордостью демонстрировали новую чешскую модель), дружно глазеют не на ратуши и музеи, а опять же на Roomster.
— Мальчик, а тебе-то чего нужно? Уйди с дороги. What do you need, сынок? Что ты тычешь пальцем в журнал, а журналом — в лобовое стекло? А-а, теперь ясно, издание автомобильное, а там фотография.
Выходит, даже Праге «живой» Roomster пока в диковинку, продажи-то начались только 1 июня. Остановившись осмотреться на одной из центральных площадей, мы привлекли к себе столько позитивного внимания, что даже Яромир Ягр, окажись он в тот момент рядом на коньках и с клюшкой, остался бы обделенным любовью соотечественников. А по-русски на людях в присутствии Roomster мы решили не говорить, дабы не бередить у симпатичных чехов активно заживляемые турвалютой раны от прежней «дружбы» с братским советским народом. Словом, чехи гордятся, верят в свой автопром и в конечном счете в то, что, как обычно (продолжая хоккейную тему), победят. Жаль, мы так не умеем. Но не будем отвлекаться.
Skoda Roomster создан (или создана, определиться с родовыми окончаниями нам представляется здесь довольно сложным) на базе одноименного концепта, представленного осенью 2003 года на автосалоне во Франкфурте. Смелые идеи Томаса Ингелата, на тот момент только вступившего в должность руководителя дизайн-центра «Skoda», были восприняты публикой с энтузиазмом, и уже через 2,5 года концерн предложил серийный автомобиль. Забегая вперед, стоит отметить один весьма серьезный недостаток Roomster. Его внешность, как бы слепленная из двух разных авто, у человека неподготовленного может поначалу вызвать недоумение. Если мыслить чешскими категориями, появляются образы темного и светлого пива, смешанного зачем-то в одной кружке (кстати, получается недурно). А посему мы просто обязаны провести необходимую подготовку и раскрыть оригинальный замысел дизайнеров будущим покупателям. Да-да, именно покупателям, поскольку Roomster появится в России уже к концу текущего года, и, как ожидается, по довольно умеренным ценам.
Итак, что имели в виду разработчики, начертив столь странный на первый взгляд профиль? Главная идея Roomster — сверхкомпактный автомобиль с многофункциональным внутренним пространством. Переднюю часть парни из «Skoda» называют кабиной пилота (самолета/вертолета — на выбор) — driving room. А сзади — комната досуга, отдыха и даже спорта — living room. Здесь, надо полагать, и кроются корни названия модели. Совершенно четко прослеживаемая граница (по средней стойке) между «двумя авто» из разных классов, разумеется, имеет свое продолжение не только внутри салона, но даже в «базе». В «Skoda» не скрывают, что добиться органичности в столь сложной связке оказалось непросто. Roomster создан по так называемой модульной стратегии. Передняя часть построена на базе Skoda Fabia, «корма» — от Octavia. Между ними оригинальный сопрягающий элемент — своего рода переходник-адаптер. Дальше — больше. Передние сиденья с хорошо выраженной боковой поддержкой происхождением опять же обязаны Fabia. А для задних седоков предусмотрено три самостоятельных, легко и разнообразно трансформируемых модуля от «Volkswagen». Передние и задние двери и стекла решительно диссонируют друг с другом. Причинами перемирия между ними, пожалуй, остаются лишь три общие линии: нижний край кузова, общее среднее ребро, уходящее на фары и радиаторную решетку, и плавная линия крыши.
И это мы еще не упомянули о линейке из шести двигателей, предлагаемых для Roomster. Здесь есть все — начиная с традиционного «шкодовского» бензинового трехцилиндрового мотора объемом 1,2 л (знакомого по модели Fabia) и заканчивая весьма уважаемым поклонниками VW Golf дизелем 1,9 TDI. Возможно, многим сейчас станет дурно от этого вязкого и всепоглощающего коктейля из агрегатов и технологий. Однако, по счастью, на чешском смельчаке Roomster никоим образом не сказались разлагающие сознание гениально-бездеятельные образы его земляка Франца Кафки. Автомобиль получился на удивление собранным, довольно практичным и, как выяснилось в ходе близкого знакомства, по-хорошему жадным до километров. Аморфностью, характерной для героев Кафки (а также для моделей Skoda, выпускаемых в ранний посткоммунистический период), здесь и не пахнет.
Теперь настала пора прокатиться. Если честно, сверхпрыти от бензиновых двигателей объемом 1,4 л (80 л.с.) и 1,6 л (104 л.с.), «придушенных» к тому же строгим регламентом «Евро-4», мы и не ждали. Умеренная динамика разгона, средняя эластичность, верхи несколько слабее низов — одним словом, стандартная и вполне приемлемая схема для уже знакомых и надежных малолитражных двигателей «Volkswagen». Из этой пары, на наш взгляд, Roomster 1,4 оказался более шумным, что вполне объяснимо: его мотор хотелось раскручивать до более высоких оборотов. Впрочем, когда стрелка тахометра подходит к красной зоне, шум обоих двигателей наиболее ощутим скорее в районе глушителя, нежели под капотом.
Дискомфорт минимален, на рычаге КП (пока предлагается 5-ступенчатая «механика», но обещают и 6-ступенчатый Tiptronic) вибрации не чувствуется. На версии Roomster 1,2 прокатиться, увы, не удалось. Может, оно и к лучшему. А вот дизельный Roomster 1,9 TDI (101 л.с.) вне всяких похвал. Разгон до «сотни» — 11,5 с, при этом в смешанном цикле он расходует менее шести литров топлива на 100 км. Неудивительно, что с 1,9 TDI фургон (ага, это слово все же сорвалось с языка) сумел наиболее полно раскрыть все свои таланты.
А таланты у Roomster следующие. Хоть он и является, по сути, наполовину фургоном, его управляемость не имеет ничего общего с такими экземплярами, как Renault Kangoo или Peugeot Partner. По сравнению с ними Roomster — просто нахал и задира. Причиной тому, как это ни странно, разноразмерная платформа. Колея заднего моста на 70 мм шире, чем у переднего (тот самый конгломерат Fabia и Octavia). Разумеется, на трассе эта разница придает водителю Roomster дополнительную свободу и уверенность. Прибавить сюда адекватный, в меру нагруженный руль, среднежесткую подвеску — и на скорости 180 км/ч можно даже совершать маневры.
Но все же есть мнение, что основной упор в своем желании угодить потребителям производители Roomster делают не на его ходовые качества. Здоровый образ жизни нынче в моде. А посему европейцы все чаще голосуют за сегмент небольших многоцелевых семейных авто — MPV. Спорт, семья, минералка без газа и все такое. Пожалуй, дельтаплан с мотором сюда не влезет, но несколько велосипедов, если удалить задние сиденья, — легко. Конфигурацию задней части салона, как вы уже поняли, можно бесконечно менять, перемещая, складывая, а то и вовсе по очереди удаляя сиденья.
И что в итоге? Про «депрессанта» Кафку мы забыли, а его место занимает Ярослав Гашек — неутомимый яркий фельетонист и публицист, автор бессмертного солдата Швейка, певец революции и свободы. Его перо разило наповал косность и лицемерие. А при чем тут Roomster? Да ни при чем, просто нам показалось, что он (или все же она — Skoda) оригинален, смел и демократичен. Даже несмотря на такие элитные атрибуты, как стеклянная крыша, парктроник, навигатор, климат-контроль и тому подобные штучки...