1601

Вливайся!

Перспектива введения уголовной ответственности для любителей рулить подшофе пока многим кажется злой шуткой властей. Однако заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр ШЕЛИЩ убеждает в серьезности намерений законотворцев.
Поделиться

Перспектива введения уголовной ответственности для любителей рулить подшофе пока многим кажется злой шуткой властей. Однако заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр ШЕЛИЩ убеждает в серьезности намерений законотворцев.


Власть самым жестким образом пытается бороться с нетрезвыми шоферами. И вот одна из ныне предлагаемых мер — внесение в УК РФ статьи, карающей пьяных водителей, севших за руль уже будучи лишенными «прав». На ваш взгляд, имеет ли этот законопроект шансы на «выживание» в Госдуме?

— Человек, севший за руль после того, как употребил спиртное, начинает распоряжается тем, что ему не принадлежит — чужими жизнями. И все, что может способствовать снижению количества нетрезвых водителей на дорогах, должно нами приниматься. Полагаю, что введение уголовного наказания для пьяных шоферов, севших за руль уже будучи лишенными «прав» за аналогичное деяние, — это, безусловно, правильный шаг. Ну кому захочется портить свою биографию судимостью?

— Судя по вашему настрою, вы бы обеими руками проголосовали и за введение уголовной ответственности для всех пьяных водителей, независимо от того, лишены они уже «прав» или нет...

— Быть может, выскажу прописную истину, но управление автомобилем в пьяном виде — самое настоящее преступление, ведь поддатый шофер посягает на жизнь и здоровье законопослушных граждан. Согласитесь, есть масса возможностей добраться после хмельной вечеринки до дома: пешком, на общественном транспорте, на такси... Но некоторые с завидным упорством предпочитают садиться за руль, потому что они не боятся административного наказания. Так почему бы на их пути не поставить преграду в виде уголовной ответственности?.. Кроме того, я не считаю существенным, лишен пьяный водитель «прав» или нет. Главное, что он в состоянии подпития сел за руль, а факт отсутствия водительского удостоверения следует рассматривать лишь как отягчающее обстоятельство.

— Если вводить уголовную ответственность за пьяные покатушки, то перспектива скольких лет лишения свободы сможет удержать поклонников «зеленого змия» от руля?

— Уголовное наказание — это не обязательно тюрьма, и если посмотреть Кодекс, то там любая статья предусматривает как кару в виде штрафа или исправительных работ, так и жесткую — в виде лишения свободы. На мой взгляд, управление автомобилем в нетрезвом виде сопоставимо с хулиганством, то есть с грубым нарушением общественного порядка, выражающимся в явном неуважении к обществу... Думаю, что за вождение авто в нетрезвом виде необходима «вилка»: от солидного штрафа до тюремного заключения на срок до 5 лет.

— ПДД только собираются сделать федеральным законом, но уже сейчас ходит много разговоров о намерениях сенатора Владимира Федорова внести в Правила изменение, согласно которому можно будет садиться за руль после бокала вина или фужера шампанского (как в Европе). Не обернется ли снятие алкогольного табу девятым валом «пьяных» аварий?

— Спирт сейчас содержится в очень многих продуктах: в кондитерских и кисло-молочных изделиях, в фармацевтике...

Естественно, что подобные продукты потребления могут добавить в кровь человека молекулы спирта. Если речь в поправках сенатора Федорова идет именно о подобных вещах, то минимальную дозу алкоголя в крови установить необходимо. Но если Владимир Александрович хочет разрешить водителям употреблять, пусть даже и в умеренных количествах, чисто алкогольные напитки, то я категорически против. Реакция на спиртное у всех людей разная — одни от рюмки водки лыка не будут вязать, а другие литр выпьют — и ни в одном глазу. А индивидуальные нормы для каждого в законе не пропишешь.


ДОСЬЕ

Петр Борисович ШЕЛИЩ

Родился 9 декабря 1945 года. Образование высшее — окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина; Дипломатическую академию МИД России. Кандидат философских наук.