1870

«Toyota» наступает

Символику «Toyota» нынче можно встретить даже в самых забытых уголках цивилизации. И сегодня о своей компании и своих взглядах на нас, россиян, рассказывает глава российского подразделения «Toyota Motor» господин Томоаки Ниситани.
Поделиться

Символику «Toyota» нынче можно встретить даже в самых забытых уголках цивилизации. И сегодня о своей компании и своих взглядах на нас, россиян, рассказывает глава российского подразделения «Toyota Motor» господин Томоаки Ниситани.

За столетие, прошедшее с момента появления в 1935 году автомобильного подразделения «Toyota» как отделения завода, занятого изготовлением текстильных станков, из небольшого филиала компания превратилась в один из крупнейших концернов мира. Группа «Toyota» включает в себя множество компаний, как автомобильных, так и специализирующихся в иных областях. Свой 100-миллионный автомобиль «Toyota» продала в 1999 году и сегодня находится в одном шаге от первой строчки в мировой «табели о рангах» автоконцернов.
По итогам прошлого года совместные продажи всех автомобильных брендов «Toyota» — а сюда входят «Toyota», «Lexus», «Daihatsu» и «Hino» (тяжелая строительная техника) — составили по всему миру около 8 млн. 800 тыс. авто. В текущем году планируется превысить эти показатели и продать более 9 млн. авто. Что касается России, то здесь совокупные продажи Toyota и Lexus в 2006-м превысили 105 000 машин. Общий рост составил практически 60%, чему господин Ниситани, безусловно, очень рад.
И еще наш визави, будучи настоящим японцем, в ходе интервью постоянно благодарил российских клиентов и не переставал извиняться перед ними. Очевидно, ему было неловко за внушительные очереди на некоторые модели. И не только.
— Мы намерены максимально улучшить сервис и при покупке, и при дальнейшем обслуживании авто, — заверил нас господин Ниситани.
Оценивая тенденции, наметившиеся сегодня на отечественном автомобильном рынке, японский топ-менеджер заверил, что для «Toyota» Россия сегодня — один из наиболее перспективных и динамично развивающихся рынков. Вспомнили и про «кирпич». Аббревиатура BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) — «кирпич» по-английски — для японских концернов считается приоритетной. Решение «Toyota» строить собственный завод в Шушарах под Санкт-Петербургом обусловлено именно этой логикой. Остается лишь досадовать на то, что Россия в этой четверке «выскочек» оказалась последней.
В остальных странах «кирпича» компания уже собирает свои авто.
«Расстояния у нас огромны, природа сурова, а одиночество беспредельно». Этими словами классика можно убедительно проиллюстрировать реакцию Ниситани-сан на вопрос о проблемах, с которыми сегодня сталкивается концерн в России. Проблемы по большей части те же, что были у Наполеона. Но если серьезно, то на самом деле японцев, как и нас самих, раздражает многое. И бюрократия, и коррупция, и частое изменение законодательства. Однако благодаря медитативным особенностям характера и терпеливости они воспринимают наши реалии просто как данность. То есть как иную среду для ведения бизнеса, к которой можно приспособиться.
Но привыкнуть к многочасовым перелетам... Скажем, к дилерам в Сибирь. Приспособиться к отсутствию времени на адаптационный период при смене часовых поясов, увы, невозможно. «Россия слишком огромна, и нам тяжело охватить ее», — посетовал Ниситани. Что любопытно, деятельность многочисленных «серых» перевозчиков, поставляющих десятками тысяч праворульный секонд-хенд из Японии на Дальний Восток, московский офис «Toyota» нисколько не пугает. Скорее наоборот, владельцам праворульных авто здесь даже рады, поскольку они тоже пользуются сервисом у официальных дилеров.
А дальше вновь последовали извинения, поскольку разговор опять коснулся техобслуживания. Мне даже стало неловко, будто это я лично стоял в очереди на «жестянку» и покраску. Как ожидается, в текущем году в России откроют двери несколько новых дилерских центров «Toyota» и «Lexus». И в этой связи есть все основания полагать, что ситуация улучшится.
Что касается новинок, то уже в феврале должны начаться продажи новой Toyota Corolla. Она будет продаваться только в кузове седан. Без хэтчбека мы тоже не останемся, поскольку весной на рынке обещает появиться Toyota Auris — самостоятельная модель, но в том же сегменте «С». При вопросе о новом Land Cruiser господин Ниситани начал интересничать. Деталей и сроков называть не стал, пообещав сюрприз. А отвечая на вопрос о том, чем же новый Auris сможет превзойти конкурентов, заверил, что мы сами все поймем, едва сев за руль.
Если говорить о способах, благодаря которым «Toyota» достигла в России столь значительных результатов, возможно, стоит обратиться к восточной философии. «Тихие воды глубоки», «Верь не только тому, что видишь» и прочий сентиментальный мистицизм, вероятно, и оказал влияние на количество продаж. Однако практика показывает, что, сидя в красивом месте и каллиграфически выводя кисточкой изречения древних мудрецов, отбить покупателей у конкурентов сложновато. Считается, что западная метода развития и прогресса представляет собой кривую, напоминающую лестницу, местами с высокими (скачки), но очень широкими (период застоя) ступеньками. Тогда как японская кривая, в целом достигая несколько больших высот, не укладывается в двухмерную систему координат. Это спираль, поднимающаяся вверх плавно и образующая кольца со все большим диаметром. Мы кардинально отличаемся в подходах к решению задач. Так, представитель Страны восходящего солнца, несколько лет наблюдающий за нами изнутри, заметил, что наслаждение собственной богатой и полноценной жизнью, получение удовольствия от нее — для русских сегодня главное в жизни. А улучшение инфраструктуры и окружающего мира, на что делают акцент в Японии, пока отходит на второй план. Между тем нынешний экономический курс России, делающий ставку на энергетические отрасли, Ниситани-сан не считает ошибочным. «Существуют различные пути экономического развития, и выбор того или иного из них зависит от условий конкретного государства. Россия максимально использует все имеющиеся у нее ресурсы и правильно делает. Это один из путей экономического развития». Хоть в чем-то утешил нас японский эксперт...

КСТАТИ
Первые официальные дилеры «Toyota» появились в России в начале 90-х годов. В 1998 году компания открыла сначала московское представительство «Toyota Motor Corporation», созданное для мониторинга рынка, содействия увеличению продаж и количества дилерских центров в основных регионах России. И затем, в апреле 2002 года, в России начала работу национальная компания по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор». Сегодня в России зарегистрировано 29 официальных дилеров компании. На российском рынке «Toyota» предлагает 9 моделей: 5 легковых — Camry, Avensis, Corolla, Corolla Verso и Yaris, 3 внедорожника — Land Cruiser 100, Land Cruiser Prado и RAV4, а также Hiace, представленный в классе коммерческих автомобилей.

НАША СПРАВКА
Динамика роста продаж Toyota и Lexus в России в 2002—2006 годах.
2002 - 8630 шт.
2003 - 26 472 шт.
2004 - 47 426 шт.
2005 - 65 783 шт.
2006 - 105 754 шт.