Лишь на первый взгляд Гран-при Монако стал на редкость скучным и предсказуемым. Просто основные события и решения произошли вне рамок 78 кругов гоночного заезда.
Итак, что же у нас в сухом и очевидном остатке Гран-при Монако? Фернандо Алонсо, начавший гонку с поула и лидировавший от старта до финиша (за исключением нескольких кругов
после пит-стопов), отставший от него на четыре секунды Льюис Хэмилтон и более чем на минуту Фелипе Масса. Сюда можно еще добавить выцарапавшего одно очко за счет удачного старта и тактики одного позднего пит-стопа Кими Райкконена на восьмом месте… Теперь оба пилота «McLaren-Mercedes» делят лидерство в общем зачете чемпионата, а гонщики «Ferrari» отстают. Хэмилтон финишировал на подиуме во всех своих формулических стартах: потрясающая стабильность даже для пилота столь мощной команды — и уже обидное отсутствие побед…
На старте первая троица — Алонсо, Хэмилтон, Масса — довольно осторожно отправилась вперед, и такое расположение сохранилось до самого финиша. Разве что расстояние между двумя McLaren периодически менялось от более существенного до максимально плотного. Но даже самый наивный зритель вряд ли мог хоть на секунду предположить, что это может вылиться в какое-либо единоборство… Масса все более и более безнадежно отставал. Собственно, гонка даже не может похвастаться обилием инцидентов (что странно, потому что за предыдущие пять сезонов четырежды на трассу выходил сейфети-кар!) — разве что авария Витантонио Льюцци на втором круге или Адриана
Сутиля на 53-м. Правда, Льюис Хэмилтон с патологическим упорством цеплял ограничительный рельс, но из этого ничего страшного не вышло. После финиша гонщик порадовался, что у него оказалась «очень крепкая машина!».
Конечно, трасса в Монако неимоверно сложна, вернее, вообще не приспособлена не то что для обгонов — для гонок в принципе. Собственно, это и не трасса, а городские улицы, огороженные так называемым рельсом. Не обладай пилоты «Формулы-1» крепкими нервами, всю гонку они должны были бы переговариваться не с техническими специалистами в боксах, а с командой психологов, помогающей справиться с приступами паники и клаустрофобии. А чего стоит короткая извилистая дистанция — как будто вы полтора часа катаетесь на смертельно опасной карусели… Или тоннель, при прохождении которого на смену яркому дню приходит тусклое искусственное освещение, а потом внезапно — снова слепящее солнце. Неудивительно, что гонщики, привыкшие к современным размашистым, богатым на полосы безопасности трассам, в Монте-Карло ехали предельно аккуратно… Ибо буквально шаг вправо, шаг влево — ну, конечно, не расстрел, но встреча с железным ограждением на большой скорости…
Естественно, все это осознают и пилоты, и персонал команд. Поэтому в Монако предельно важны вопросы подготовки, предварительных заездов и тактики пит-стопов. Конечно, иногда в ход гонки вмешивается его величество случай в виде дождя, ошибки соперника, сейфети-кара… Однако меньше всего «Формула-1» (в отличие от столь популярной в Монте-Карло рулетки) уповает на случай. И гонка в Монако лишь проявила то, с каким багажом и какими намерениями подошли команды к этому событию. Например, победный дубль «McLaren» показывает, что перерыв между этапами команда провела с большей пользой, чем «Ferrari»:
— Меня просто потрясло, как напряженно работала команда последние пару недель и насколько конкурентоспособной оказалась машина! — признался Фернандо Алонсо.
Оба пилота команды теперь лидируют в общем зачете с равным количеством очков, но это отнюдь не означает, что они имеют равные права. И именно на Гран-при Монако «McLaren» обозначила, кто является первым пилотом, и публично опровергла собственный постулат о равноправии своих гонщиков.
Конечно, приоритет двукратного чемпиона Фернандо Алонсо не вызывает сомнений. Однако «серебряные стрелы» ухитрились продемонстрировать тактику так, что это вызвало претензии у FIA, которая назначила расследование на предмет нарушения Спортивного кодекса. Правда, Рона Денниса с коллегами можно понять. Вполне резонно руководство команды замечает, что Монако — это не та трасса, где следует играть в равноправие пилотов, а, наоборот, место, где необходимо руководить процессами внутри конюшни предельно строго. С другой стороны, никто ж не просит поощрять жесткую очную борьбу на трассе — на такой трассе, как Монте-Карло, между двумя машинами одной команды за несколько кругов до финиша… Даже феррарийному коню понятно, что обе машины могут просто-напросто «собраться» в ближайшем повороте. Но ведь «McLaren» сделала по-другому: перекроила тактику пит-стопов так, чтобы Льюис не имел шансов выиграть, а ближе к финишу дала обоим команду из боксов беречь машины…
С другой стороны, Хэмилтон, хотя и постоянно догонял Алонсо, в отличие от него не был вынужден «разгребать» трафик, постоянно упираясь в отстающих на круг: трасса в Монако короткая, поэтому круговые попадались очень часто, стюарды «выбросили» немало голубых флагов…
В общем, машина второго пилота «McLaren» еще в квалификации была более «тяжелой», чем у Алонсо (что, собственно, делает его вторую стартовую позицию чуть ли не более почетной, чем поул у двукратного чемпиона). Из-за новых правил по безопасности команды вынуждены ставить пилотов на разные «программы» дозаправок… Если учесть важность поула в Монако, думаю, ясно, для кого выбрали более выигрышную тактику. С другой стороны, такая тактика позволяла Хэмилтону сделать более поздний пит-стоп (или вообще один), но команда распорядилась иначе:
— У меня был запас топлива на пять-шесть кругов больше, чем у Фернандо, однако они остановили меня уже через три… Так что я потерял возможное время, которое мог бы отыграть, останься на трассе подольше, — жаловался Хэмилтон после гонки.
Рон Деннис объяснил произошедшее опасениями по поводу возможного выхода на трассу сейфети-кара, который мог бы сорвать команде всю гонку, не «поиграйся» они с тактикой Хэмилтона. По словам руководителя «McLaren», с первой волной пит-стопов они вообще поменяли ему тактику: с одного до двух пит-стопов (как показал пример Райкконена, тактика одного пит-стопа оказалась вполне эффективной). Кроме того, в один прекрасный момент действительно дали команду обоим пилотам поберечь машины:
— Эта трасса требует высокой дисциплины, и в итоге мы получили то, что хотели — максимально возможное количество очков!..
Конечно, такая тактика является менее беспардонной, чем инцидент на Гран-при Австрии 2002 года, когда лидер гонки Рубенс Баррикелло по приказу из боксов «Ferrari» в последнем повороте дистанции уступил победу Михаэлю Шумахеру. Собственно, после чего командная тактика и была запрещена… Да и оправдания Денниса звучат вполне серьезно. Ну и понятно, что Хэмилтон еще однозначно не дорос до того, чтобы позволять ему на равных бороться с двукратным чемпионом. Но все равно ощущение, что дурят нашего брата, дурят, не покидает до сих пор.
Чемпионат пилотов
1. Фернандо Алонсо 38
2. Льюис Хэмилтон 38
3. Фелипе Масса 33
4. Кими Райкконен 23
5. Ник Хайдфельд 18
6. Джанкарло Физикелла 13
Кубок конструкторов
1. «McLaren-Mercedes» 76
2. «Ferrari» 56
3. BMW 30
4. «Renault» 16
5. «Williams» 7
6. «Toyota» 5