Эту круглую металлическую штуковину, на которую монтируют автомобильную покрышку, на Западе называют «wheel», что переводится как «колесо».
В России же прижилось слово «диск». Видимо, так удобнее. Ведь говоря «колесо», надо дополнительно расшифровывать: колесо голое, без шины, или «обутое» в нее. А термин «колесный диск» двойного толкования не имеет.
Стальной штампованный диск неплох по своим потребительским свойствам. Дешев, надежен, прочен. При сильном ударе не трескается, а мнется. Благодаря чему восстановить его рабочие кондиции достаточно просто либо на специальном станке, либо, если вмятина не слишком серьезна, банальной кувалдой. Недостатки тоже имеются: тяжеловат и выглядит простовато. Стальная штамповка не допускает особых вольностей с дизайном, и потому все стальные диски выглядят одинаково. Благодаря совокупности этих факторов стальные
колесные диски медленно, но верно вытесняются с рынка легкосплавными. Современный облик, разнообразие видов дизайна — этого достаточно для привлечения потребителя. С технической же точки зрения они дают солидную экономию веса колеса. Что означает снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и подшипники ступиц. При этом «литье» значительно эффективнее охлаждает тормозной узел. Это связано с высокой теплопроводностью легких сплавов, во-первых, и возможностью делать диск с очень большими отверстиями и «спицами», направляющими воздушный поток на тормоза, — во-вторых. Еще один плюс легкосплавных колес — высокая точность изготовления, что облегчает балансировку.
Легкосплавный колесный диск может быть изготовлен либо литьем, либо объемной горячей штамповкой, называемой в просторечии ковкой. Литой диск на редкость технологичен в производстве. Почти полное отсутствие отходов снижает себестоимость продукта. Такой способ производства дает дизайнерам широчайшее поле деятельности. Недостатки тоже имеются. Литой диск требует серьезной антикоррозийной защиты. Без нее он быстро покрывается белесой пленкой окислов и теряет товарный вид. Но главный минус литого диска — хрупкость. При очень сильном ударе они раскалываются. Из-за этого приходится наращивать толщину стенок диска, что уменьшает его весовые преимущества по сравнению со стальным.
Гораздо более прочен кованый легкосплавный диск. Будь технология его производства чуть попроще и подешевле, о литых дисках, наверное, никто бы и не вспоминал. По совокупности эксплуатационных характеристик кованым колесам конкурентов найти сложно. Ковка дает колесу внушительный запас прочности и жесткости. Кованый диск без ущерба выдерживает очень сильные удары. А уж в самых серьезных случаях не лопается (как литой), а безопасно гнется. Про легкость кованого диска можно и не упоминать. Да и коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого.
Помимо алюминия сырьем для производства легкосплавных дисков служат и магниевые сплавы. Деталь, отлитая из магниевого сплава, по прочности уступает алюминиевой отливке. Зато кованый магниевый диск заткнет за пояс любую алюминиевую штамповку. Не только высокой прочностью, но и ценой немалой. Кроме того, он требует совсем уж «взрослой» защиты от коррозии.
Выбрав материал диска, можно подбирать размерность обода и самой шины. Наиболее распространенными монтажными диаметрами легковых и внедорожных дисков можно назвать 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Основная масса современных автомобилей комплектуется 13-, 14-, 15- и 16-дюймовыми.
Ширина обода легковых дисков обычно не выходит за пределы ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюйма.
Ширина обода должна быть на 25—30% меньше ширины профиля шины. Использовать как слишком широкие, так и слишком узкие относительно ширины шины диски не стоит — это ухудшает реакцию колеса на поворот, слабеет сопротивление уводу, падает боковая жесткость покрышки.
Покупая комплект дисков, не стоит забывать, что они могут «не встать» на ваше авто. Например, из-за того, что отверстия под болты на диске не совпадут со штатными. Чтобы избежать подобного казуса, придется познакомиться с аббревиатурой PCD (Pitch Circle Diameter), что по-русски означает диаметр расположения отверстий крепления. Например, иероглиф «PCD 4х100» означает, что в диске есть 4 крепежных отверстия, расположенных на диаметре 100 мм. Эти отверстия делают с большим допуском по диаметру, и бывает, что на ступицу с PCD100/4 надевают колесо PCD 4х98 — диаметр 98 мм от 100 мм на глаз не всякий профессионал-то отличит. Из-за такой ошибки изо всех гаек (болтов) только одна будет затянута полностью. Остальные окажутся недотянутыми или затянутыми с перекосом. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой. Еще один нюанс возникает, когда автовладелец решает поменять стальные диски своего авто на легкосплавные. Ему скорее всего придется использовать болты (шпильки) большей длины, чем штатные, поскольку легкосплавный диск толще стального. Старый крепеж не подойдет также, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим, под затяжку «на сферу», а штатные болты затягиваются «на конус».
Легкосплавные колесные диски с аббревиатурой КУМЗ изготавливаются на Каменск-Уральском металлургическом заводе, специализирующемся на производстве аэрокосмических сплавов. Но, похоже, выпуск дисков здесь считается делом второстепенным: на сайте предприятия про такого рода продукцию нет даже упоминания.
Компания «КиК» — один из старейших в России производителей автомобильных колес из алюминиевых сплавов по технологии литья под низким давлением. Производственный опыт компании насчитывает более 14 лет. Благодаря развитой дилерской сети литые колеса «КиК» известны по всей России.
Компания «RIAL Leichtmetallfelgen GmbH» создана более 30 лет назад и относится к пионерам производителей легкосплавных дисков. Всемирную известность фирме принесло участие ее собственной команды в чемпионате «Формулы-1». «RIAL» считается глобальным игроком среди мировых производителей автомобильных легкосплавных дисков.
За время работы на отечественном рынке фирмой «ВИКОМ» изучен как опыт производства и испытаний авиационных колес, так и многолетний опыт европейских производителей дисков для легковых автомобилей. На сегодняшний день «ВИКОМ» выпускает диски 30 видов.
В производстве колесных дисков немецкая компания «Hass Autozubehr Corp.» старается использовать нестандартный дизайн. По традиции, принятой в компании, модели дисков носят имена рек и названия городов.