Смех смехом, а с того момента, как китайские авто пришли на отечественный рынок, прошло уже больше трех лет.
С точки зрения эволюции срок ничтожен, но для «поднебесного» автопрома, как оказалось, — целая эпоха. И если первые вышедшие из-под китайского «пера» автомобили критики зачастую просто не выдерживали, то сегодня их конкурентоспособность — свершившийся факт.
Компактный хетчбэк FAW Vita — одно из ярких тому подтверждений. Достаточно сказать, что автомобиль производится на том же заводе в городе Xiali, где совершенно легально собирается Toyota Yaris для китайского рынка. Педантичные и честолюбивые японцы явно сумели внедрить в сознание местных рабочих свое представление о качестве.
А китайцы ничтоже сумняшеся применили накопленный в ходе сотрудничества с известной корпорацией опыт на практике. В результате получился, может быть, и не выдающийся (на взгляд взыскательного ценителя породистых «немцев»), но вполне достойный по качеству и набору потребительских свойств продукт.
Своими внешними данными FAW мало чем отличается от конкурентов-«соотечественников». Но ничего странного в том нет: дизайн многих современных китайских авто сейчас создается, например, в итальянских автоателье. Но в данном случае речь идет не о пылившейся на чьей-то полке некогда концептуальной разработке, а о вполне самостоятельном проекте. По крайней мере в разговорах о Vita китайцы настаивают на абсолютной оригинальности его образа. Таким образом, на фоне «соотечественников» формы Vita смотрятся подчеркнуто лаконично и как-то по-деловому. Чему способствуют и урбанистического вида окрашенные в цвет кузова бамперы, и прозрачная оптика, и фирменные литые колеса. Однако в целом стоит признать, что на фоне современных европейских одноклассников FAW все же выглядит несколько старомодно.
Кстати, об оригинальности. Если в случае с экстерьером это похоже на правду, то в отношении салона можно поспорить. В его оформлении определенно прослеживается влияние «Toyota», что в общем-то не удивляет.
«Подвешенная» в воздухе передняя панель, центральное расположение приборной доски, гладкие поверхности, правильные формы... Уж не в Yaris ли черпали свое вдохновение китайские дизайнеры? Вполне возможно, что так оно и было, хотя подобное заимствование в любом случае могло пойти только на пользу Vita. Так или иначе, но на выходе у наших восточных товарищей получился вполне достойный с виду и, что самое важное, неплохо проработанный с точки зрения эргономики интерьер с логично расположенными по периметру «рабочего места» кнопками и переключателями. Единственное серьезное нарекание — размещение штатной магнитолы. Ее инсталлировали в самом низу центральной консоли. Это привело к тому, что во время движения настраивать «музыку» не стоит — слишком сильно придется отвлекаться от контроля над дорогой. За качество примененных в отделке салона материалов можно только похвалить китайцев. Во-первых, они явно закончили свои эксперименты с чересчур «душистыми» пластиками. Во-вторых, по сравнению с последним побывавшим на тесте «МКмобиля» авто из Поднебесной, Vita — образец аккуратности. Никаких тебе неровных зазоров или плохо обработанных после литья панелей. Европейский уровень качества сборки пока еще не достигнут, но корейцы могут уже всерьез опасаться.
Аналогичная ситуация и в части комфортабельности FAW Vita. Рулевая колонка регулируется только по углу наклона. При этом за счет достаточно широкого диапазона регулировок правильное положение руля в этом авто найдет буквально любой водитель, вне зависимости от роста и телосложения. Сидящим сзади, конечно, в этом случае повезет гораздо меньше. Свободное пространство для коленей существенно ограничено габаритами водителя и расположившегося рядом с ним пассажира. И поскольку возможности перемещения заднего дивана в продольном направлении тут не предусмотрено, единственный более-менее приемлемый состав экипажа машины — люди среднего роста и спереди, и сзади. Справедливости ради отметим, что сей недостаток характерен для всех одноклассников Vita, в числе которых, само собой, и его именитый прототип.
Под капотом тестового FAW китайцы разместили 16-клапанный 93-сильный лицензионный «тойотовский» двигатель объемом 1,3 литра, агрегатированный со стандартной 5-ступенчатой «механикой».
На ходу хетчбэк оказался очень даже неплох. Машина вполне прилично стоит на дороге, отлично слушается руля,
собранно проходит неровности. Крены в поворотах заметны, но не критичны. Хотелось бы, чтобы шума было поменьше, но и фактический его уровень проблемы не создает. Несколько разочаровала работа КП. Пользоваться ею удобно, передачи переключаются достаточно четко, однако настраивали ее, похоже, под... другой мотор. На первый взгляд все логично: первая и вторая передачи «проскакивают» практически моментально. Третью включаешь уже на 40 км/ч и намереваешься спокойно продолжать движение. Но тут-то и происходит непонятный катаклизм: автомобиль наотрез отказывается ехать даже на полном дросселе. А пониженную, как правило, включать уже бесполезно... В общем, вопросы остались, а жаль, в остальном ходовые качества машины оставили положительное впечатление.
Стоит отметить, что принцип «за качество нужно платить» в случае с FAW Vita сработал в полной мере. Как бы странно это ни звучало, но совсем дешевым этот китайский автомобиль уже не назовешь. Базовая и единственная предлагаемая сегодня отечественному покупателю версия оценивается продавцами в 335 000 рублей. При этом автомобиль будет иметь в списке оснащения полный электропакет, ABS с EBD, кондиционер, подушку безопасности, гидроусилитель руля, центральный замок и комплект из пяти 14-дюймовых литых колес (включая «запаску»). Стоит напомнить, что сейчас за базовую версию современного Toyota Yaris покупатель должен выложить 463 000 рублей.