АДВОКАТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.
УЩЕРБ С УЦЕНКОЙ
Обратился в страховую компанию аварийщика. Эксперт осмотрел повреждения моей машины, сделал какие-то записи и заявил, что в скором времени предоставит мне итоги оценки причиненного вреда. Из чего складывается сумма ущерба и как долго можно ждать страховую выплату?
Лаврентий ПОГОСЯН
— Стоимость восстановительного ремонта определяется совокупностью затрат по выполнению необходимых работ: ремонт запчастей, разборка и сборка автомобиля, окраска деталей. К этому приплюсовываются стоимость подлежащих замене запасных частей и цена расходных материалов.
Если говорить о сроках, то согласно закону об ОСАГО страховщикам дается 15 рабочих дней на рассмотрение вашего дела, после чего в течение трех рабочих дней они должны рассчитаться с вами. Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что коммерсанты довольно часто оттягивают выплату, некоторые пострадавшие автомобилисты ожидают денег месяцами, а в некоторых случаях даже годами. Случается, компании вовсе отказываются компенсировать ущерб, вынуждая пострадавшего встать перед выбором: затевать длительную судебную тяжбу или махнуть на это дело рукой. Многие выбирают последнее, опасаясь потери времени и денег. Чтобы стимулировать страховую компанию к выплате, рекомендую обратиться в надзорный орган — Федеральную службу страхового надзора, сотрудники которой наверняка найдут общий язык со своими подопечными.
СРОК УПУЩЕН
Я живу в Липецке, а мой автомобиль разбил житель Москвы. На момент аварии он имел полис ОСАГО, купленный в страховой компании столицы. Эта компания имеет широкую сеть по всей России, в том числе есть представительство и в моем городе. Но как мне удалось выяснить, заявления о дорожно-транспортном происшествии страховщикам мой оппонент не подавал. Что мне надо делать, чтобы получить страховку?
Олег СМИРНОВ
— Советую обратиться в ГИБДД и получить копии протокола и постановления, составленных на нарушителя, справку об аварии и обратиться с заявлением и вышеуказанными документами в липецкое представительство страховой компании аварийщика. В течение пяти дней страховщики обязаны организовать осмотр вашего автомобиля экспертом и составить калькуляцию.
Но в вашем деле есть нюанс. Согласно статье 961 Гражданского кодекса РФ, если виновник аварии не уведомил в установленный срок страховщика или его представителя о наступлении страхового случая, то это дает право коммерсантам отказать в выплате страхового возмещения. Иными словами, страховая компания может решить на свое усмотрение — платить вам или нет. Однако если вы сможете доказать, что отсутствие у компании сведений о наступлении страхового случая никоим образом не сказалось на ее обязанности возмещать ущерб, то выплата должна быть произведена. Коли страховщики этого не сделают, обращайтесь с иском в суд. Многочисленные положительные судебные решения по аналогичным делам имеются, так что ваши шансы весьма велики.
КТО ПОСЛЕДНИЙ?
На МКАД попала в небольшую аварию: ехала с приличной скоростью, отвлеклась на рекламный плакат, потом вдруг вижу, что на моем пути в левом ряду стоит сломавшаяся машина. Бью по тормозам и каким-то чудом умудряюсь остановиться в считаных сантиметрах от бампера сломавшегося Opel. Не прошло и секунды, как раздается жуткий визг тормозов... В заднюю часть моей машины влетел «жигуленок» «шестой» модели. От удара мой автомобиль отскочил вперед и стукнул Opel. Скажите, с точки зрения Правил кто виноват в аварии?
Ирина ОРЛОВА
— Разбираться в подобных ситуациях довольно сложно, поскольку вы и водитель «шахи» пытаетесь всю вину спихнуть друг на друга. Сотрудники Госавтоинспекции, прибыв на место происшествия, первым делом выясняют у водителя первого автомобиля, сколько было ударов — один или два. Если один, то есть ВАЗ-2106 ударил вашу машину и вы отлетели в Opel, то в этом случае виноват водитель «Жигулей». Если же будет установлено, что ударов было два (сначала вы ударили Opel, а затем «шестерка» врезалась в вас), то виноваты как вы, так и водитель отечественной машины. При таком раскладе третий водитель будет нести ответственность за повреждение задней части вашего авто, а вы соответственно за «филейную» часть немецкой марки. Хотя суд может распределить ответственность иначе, ведь при рассмотрении дела будут также учитываться показания свидетелей.
ЮРИСТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает вице-президент «Общества потребителей автотехники России», юрист Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.
ТРЕБУЙТЕ ДОБАВКИ!
Купил в прошлом году снегоход. К сожалению, аппарат оказался бракованным: постоянно что-то ломалось, я буквально не вылезал из сервиса. В этом году ситуация повторилась, поэтому пришлось обратиться к продавцу с требованием вернуть деньги за некондиционный товар. Мне пошли навстречу: дилер готов выплатить сумму, за которую я покупал снегоход, но за вычетом 2000 долларов. Снижение стоимости продавцы объяснили тем, что техника эксплуатировалась. Вместе с тем в этом году данная модель снегохода подорожала примерно на 1500 долларов. Могу ли я рассчитывать на возврат полной суммы или можно требовать компенсацию с учетом возросшей стоимости снегохода?
Валентин ЕГОРОВ
— Согласно действующему законодательству, а именно статье 503 Гражданского кодекса РФ, при возврате уплаченной за некачественный товар суммы продавец не вправе удерживать из нее ту часть, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств.
Другими словами, если даже на своем снегоходе вы поцарапали весь пластиковый обвес, потеряли где-то запасную гусеницу, которая шла в комплекте, сломали лыжу и прочее, продавец не вправе из-за этого занижать сумму, подлежащую возврату. Проще говоря, закон позволяет вам требовать от продавца возврата именно уплаченной за снегоход суммы.
Кроме того, вы как потребитель имеете право на возмещение убытков, причиненных в связи с продажей некачественного товара.
К примеру, из-за поломки техники в поле вам пришлось вызывать эвакуатор, или вы поставили снегоход на учет в Гостехнадзор и застраховали его от угона, или покупали на него багажные кофры... Так вот, все вышеперечисленные траты вам должны быть компенсированы продавцом.
Что же касается возможности получить разницу в 1500 долларов, на которую за год возросла цена снегохода, то это позволяет вам сделать статья 24 Федерального закона «О защите прав потребителей». Норма права гласит: «Если цена соответствующего товара возросла на момент возврата денег за некачественный товар, то потребитель вправе потребовать возместить ему сумму, на которую повысилась цена товара». Благодаря этой статье закона вы получаете возможность купить новый снегоход, аналогичный тому, что у вас был, невзирая на инфляцию.
ПОТРЕБИТЕЛЬ В ЗАКОНЕ
Слышал, что недавно вступили в законную силу поправки в закон РФ «О защите прав потребителей». У меня свой небольшой автосалон в Московской области, и мне бы хотелось узнать: как эти новые нормы могут отразиться на моем бизнесе, не станут ли покупатели заниматься потребительским экстремизмом?
Гурген МХИТАРЯН
— После вступления в начале декабря в законную силу новой редакции закона «О защите прав потребителей» многие автодилеры стали высказывать опасения, что граждане по поводу и без повода начнут требовать замены новых машин. Однако это вовсе не так.
Новая редакция закона действительно существенно усиливает позиции потребителя, но почвы для потребительского экстремизма не создает. Так, в обновленной версии закона ограничивается максимальный срок гарантийного ремонта — теперь он составляет 45 дней. Так что официальному дилеру или простому продавцу автомобилей придется обеспечивать ремонт в этот срок, иначе у потребителя возникнут широкие права на предъявление претензий вплоть до расторжения договора купли-продажи и возврата денег. Согласитесь, 45 дней — срок вполне достаточный, чтобы отремонтировать машину хоть на Крайнем Севере. Поэтому закон теперь просто не дает возможности продавцам халатно относиться к гарантийным обязательствам.
Кроме того, закон дал право гражданам требовать замены или возврата денег за автомобиль, если в течение 15 дней с момента продажи в нем обнаружен производственный недостаток. Это совсем не значит, что покупатель сможет и станет возвращать автомобиль из-за такой мелочи, как неисправный прикуриватель. Тем паче недостаток товара — это строго определенное юридическое понятие, не всякая мелкая неисправность под него подпадает. К тому же возвращать автомобиль из-за неисправного прикуривателя не имеет никакого смысла, потому что замена машины связана с большими проблемами для самого покупателя (например, снятие с учета, возврат страховки и прочее).
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, как могут отразиться поправки в закон «О защите прав потребителей» на вашем бизнесе, я скажу, что никак. Если, конечно, вы соблюдали и будете продолжать соблюдать права потребителей.
Ну а чтобы не ощутить никаких негативных проявлений новой редакции закона, я бы посоветовал вам более тщательно выполнять и контролировать предпродажную подготовку автомобилей, а также более строго исполнять
гарантийные обязательства в отношении проданных машин.