Поучаствовав в открытии завода Toyota в Шушарах под С.-Петербургом, Владимир Путин как бы одобрил глобальную мировую экспансию японского автогиганта в целом и его виды на Россию в частности. Между тем российский рынок уже стал для этого бренда ключевым в Европе: именно благодаря ему 2007 год вновь стал для Toyota и ее “дочки” Lexus рекордным по европейским продажам.
В этом признался авторитетному журналу Automotive News Europe один из 18 топ-менеджеров бренда — управляющий директор по Европе Тадаши Арашима. По его словам, Россия стала лидировать в европейских продажах компании неожиданно быстро. И если Владимир Путин не без гордости сообщил японским хозяевам завода в Шушарах, что “граждане России покупают около 2 млн. автомобилей в год”, то Тадаши Арашима не без подтекста поделился подсчетами собственных маркетологов: в 2012 году россияне раскупят уже 4 млн. авто. И пояснил, что российское производство Toyota Camry запроектировано “на вырост”, начав с 20 000 в год, его легко можно поднять до 50 тыс., а затем и до 100 тысяч. При этом, правда, он оценивает потенциальный российский рынок для Toyota Camry в 35 000 в год, поэтому компании придется, видимо, начать сборку какой-то второй модели. Короче говоря, серьезность намерений бренда, выпускающего хотя и дорогие, но едва ли не самые качественные в мире автомобили, очевидна.
А какой же может быть вторая российская тойотовская модель? Малютка типа Yaris или Aygo? На этот вопрос Арашима твердо отвечает отрицательно. По его мнению, русские любят большие автомобили. И до тех пор, пока российское законодательство не подведут под более жесткие экологические нормы расхода топлива и чистоты выхлопа типа европейских, вряд ли россияне воспылают симпатией к компактным моделям. А когда у Арашимы поинтересовались, насколько продажи в России доходней, чем в Западной Европе, то он уклончиво ответил, что прибыли в нашей стране “пожирней” оттого, что здесь гамма продаваемых моделей шире. Подразумевая, по всей видимости, тот простой факт, что в России пока что успешно продаются модели от Toyota и Lexus отнюдь не эконом-класса, доится, так сказать, богатенький клиент, что, конечно, очень выгодно.
Направление удара
И тут следует отметить одну особенность в нынешней глобальной экспансии Toyota, в ходе которой даже в США она нынче потеснила по продажам такого гиганта, как GM. Японский автогранд, как и другие мировые японские бренды, многие из которых уже пускают производственные корни в России, примеряясь к стремительно растущему российскому авторынку, предпринял наступление по линии дизайна своих моделей. До последнего времени их экстерьер считался скучным, не оригинальным и даже вторичным по сравнению с тем, что предлагают европейские школы автодизайна.
— Немецкая машина представляется именно как немецкая. Итальянская — как итальянская. А почему японская не может быть отличимо японской? — спрашивает шеф Toyota по дизайну Вахеи Хираи. — Мы должны обратиться к нашим корням...
И теперь, образно говоря, японские стилисты добавляют в облик своих моделей “восточного перчика”: шеф дизайна Nissan Широ Накамура, открыв дверь стремительного купе Skyline, проводит рукой по серебристой вставке в обивке дверных панелей: “По текстуре этот материал схож с японской рисовой бумагой для рисования, а по форме напоминает самурайский меч”. Потом он указывает на скошенные назад, похожие на глаза японки фары: “Их форма навеяна гримом персонажей старейшего японского театра “Кабуки”. Комментарий Накамуры типичен и отражает чувство самодостаточности, которое сейчас вырабатывается у японских автодизайнеров, использующих традиционную японскую художественную стилистику, автомобили которых начинают менять облик улиц и трасс от Москвы до Лос-Анджелеса.
И вот первые результаты. Краски японских автомобилей сияют, как шелковые кимоно, их кожаные интерьеры украшены тиснением под японские иероглифы, асимметричность внешних обводов навеяна традиционной разбивкой чайных садиков. Наступление дизайнеров, готовившееся в студиях Toyota и Nissan годами, успешно развивается. “Японки” приобретают японский стиль, что особенно было заметно на концептах, демонстрировавшихся на недавнем Токийском автосалоне.
Перламутрово-белый кузов концепта Suzuki Kizashi 2 удивительно тонко гармонирует с отдельными его элементами и дисками из полированного алюминия, как бы символизируя японскую технологическую доблесть. Экстерьер концептуального спорткупе Mazda Taiki словно списан со струящихся складок одежды летающей девы из фольклорных японских сказаний. Дизайн компактной, но просторной внутри модели Fit от Honda воплощает японскую максиму “большое в малом”. Асимметричный треугольный силуэт новой версии гибрида Toyota Prius идет от исконной тяги японцев к легкому дисбалансу внешних форм.
Золотые сантиметры
Если обобщить, то японский стиль в дизайне можно свести к нескольким элементам. Во-первых, размерность. Житель Японских островов, поясняет Широ Накамура, испокон веков вынужден бережно относиться к каждому сантиметру окружающего его пространства. Этот менталитет не может не влиять, когда вы работаете над дизайном автомобиля.
Традиция хорошо видна в экстерьере и интерьере таких моделей, как Honda Fit и Toyota Scion. Посыл “малое прекрасно” красноречивее всего выражен в японских мини-карах. Малютки из Страны восходящего солнца с двигателями объемом всего в 660 см3 даже в США занимают сейчас почти треть от продаж новых автомобилей. В самой Японии бестселлером является не Toyota Corolla или Honda Fit, а курносый скукоженный Suzuki Wagon R, воплощающий стремление японских инженеров урвать у дизайнеров последний кубический сантиметр объема — “форма должна следовать за функцией”.
Одержимость аэродинамическим совершенством — другая фишка японских дизайнеров. И они рассматривают аэродинамику как синоним “зелени”, то есть экологичности. Toyota уже использовала клиновидные аэродинамические обводы гибридной модели Prius 2 в экстерьере компактных концептов 1/Х и IQ. И Honda придала своему гибриду, который появится как конкурент Prius в 2009 году, клиновидную форму.
Эстетика самурая
В палитре японских стилистов — чистые, легкие линии, им чужда агрессивность, монументальная брутальность, скажем, дизайна американских автомобилей.
Японский стиль в автодизайне, как и японская кухня или мода, уже обращен к массовому западному потребителю и постепенно набирает поклонников. И японские бренды полны решимости добиться широкого признания своего оригинального стиля в автодизайне. И им, пожалуй, уже сопутствует успех.