Именно на этих «китах» покоилась доселе основная философия Suzuki SX-4. Почему покоилась? Да потому, что японцы сделали его «обагаженное» продолжение, с одной стороны, расширив линейку, а с другой — окончательно превратив модель из универсального автомобиля в обычный городской.
До этого момента у нас была хотя бы надежда. Ведь представляя полтора года назад эту модель, японцы с плохо скрываемой гордостью рассказывали о том, что указание на универсальность SX-4 изначально скрыто уже в незатейливом названии, где «S» — это «Sport», а «Х» — символ покорения бездорожья. Последняя же цифра, в свою очередь, свидетельствовала о безоговорочной всесезонности авто. Словом, «малыш» изо всех сил преподносился как внедорожник, а уже потом как городской автомобиль.
Но в то же время окончательное определение ориентации этого, с позволения сказать, кроссовера японцы возложили непосредственно на клиента. На выбор ему предложили пару различных по своей философии исполнений — Urban Line и Outdoor Line. В первом варианте автомобиль представлял собой переднеприводный семейный компактвэн, ориентированный (исходя из названия) в первую очередь на передвижение по городским магистралям. Вторая же версия, напротив, была адаптирована под любителей активного отдыха на природе. Ей нацепили соответствующий обвес, увеличили дорожный просвет, снабдили полноприводной трансмиссией и, кстати, весьма приличным ценником (около $24 000).
Что характерно, моноприводные версии номинальной доступностью тоже не отличались, тем не менее народ, как ни странно, возрадовался и стал потреблять SX-4 с той же скоростью, что и отечественный Ford Focus. Причем иных клиентов не смущало и то, что ждать заказанную ими машину иной раз приходилось без малого полтора (!) года.
Словом, расширение семейства в такой ситуации кажется абсолютно оправданным, но вот имидж самого всесезонного, всепогодного и спортивного авто новинка похоронила, на мой взгляд, окончательно. Увы, Suzuki SX-4 sedan в исполнении 4х4 не предлагается. По крайней мере пока, так что ни о каких «внедорожных» Outdoor Line речи в данный момент и быть не может.
Собственно, то, что мы получили на выходе, представляет собой обыкновенный седан В-класса вроде Chevrolet Aveo, Renault Logan или почившей в бозе версии Skoda Fabia (куда менее демократичный, но, по сути, не отличающийся от нынешних конкурентов ни оригинальностью стиля, ни совершенством конструкции, ни наполнением). Хотя в последнем случае, стоит признать, даже базовая комплектация Suzuki предусматривает наличие всех четырех электростеклоподъемников, кондиционера, электроприводов и подогрева зеркал, двух подушек безопасности, а также ABS, EBD и BAS, чем многие его «неяпонские» одноклассники могут похвастать только в топовом исполнении. Что же касается стилистики, то этот седан, согласитесь, не красавец. Конечно, он симпатичнее той же Suzuki Liana, современнее Logan и оригинальнее Aveo, но кузов хетчбэк, на мой взгляд, смотрится гораздо интереснее. К тому же он лучше сочетается с внутренним миром этого автомобиля, по крайней мере с его эргономикой.
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись за рулем SX-4, — это вертикальная посадка, что для машин с ярко выраженным багажником, как правило, нехарактерно. Сидеть непривычно, но есть и плюсы. Во-первых, благодаря этому в салоне могут разместиться даже очень высокие люди, благо подъем крыши позволяет совершить подобную «инсталляцию» без каких-либо хлопот. Также стоит отметить и довольно приличный диапазон регулировки рулевой колонки. А вот ход салазок мог бы быть и побольше, это же, к слову, касается и лифта водительского кресла. С другой стороны, эти ограничения как раз и позволяют найти здесь разумный компромисс между комфортом передних и задних пассажиров. Размещение последних — еще одно преимущество SX-4. Места для ног и коленей «посетителей» второго ряда хватает, даже если передние кресла отодвинуты до упора. Тут, кстати, стоит вспомнить и о том, что эта модель построена на базе далеко не самого габаритного в классе Suzuki Swift. Но в то же время экспериментировать с вместимостью все же не стоит. Третий взрослый пассажир на заднем диване не поместится — ширина салона не позволит. Тесновато там будет и детям — центральный тоннель слишком высок, так что ноги придется размещать у одного из соседей.
Впрочем, вместительный задний диван никогда не был достоинством подобных авто. А вот объем багажного отделения тут выше всяких похвал — 515 литров, это больше, чем у Logan, но в отличие от «француза» тут также можно частично или полностью сложить спинку заднего дивана, увеличив тем самым полезное пространство практически вдвое.
Интерьер SX-4 чем-то напоминает одноплатформенный Swift с его массивной, слегка закругленной в верхней части передней панелью, так что выглядит он неплохо. Однако в данном случае светлым тонам я бы предпочел более темные — это как минимум практичнее, к тому же темный цвет не так «полнит», да и с кроваво-красной подсветкой кнопок и приборов сочетается куда гармоничнее. Кстати, весьма выгодно японский седан отличается от более «бюджетных» одноклассников и отделкой салона. Исполнено тут все из жестких пластиков, но «маскировка» материалов каких-либо нареканий не вызывает. Единственная, на мой взгляд, промашка — покрытие центральной консоли, не радующее ни глаз, ни руку.
Номинальная линейка силовых агрегатов SX-4 состоит из двух бензиновых моторов и турбодизеля. Однако в нашу страну эта модель поставляется только с 1,6-литровым, развивающим 107 «лошадей» VVT-агрегатом. Ограничения также затронули и набор трансмиссий, откуда после пересечения рубежей нашей родины исчезла прогрессивная 6-ступенчатая МКП. Так что у потенциального покупателя остается возможность выбрать либо 5-ступенчатую «механику», либо 4-ступенчатый «автомат». В нашем случае к машине прилагался последний, что, собственно, и предопределило характер теста. Особой динамики от такого авто, естественно, ждать не приходится: на «низах» ощущается очевидная нехватка крутящего момента, в то время как «коробка» на попытку форсировать ее работу реагирует с некоторой «задумчивостью». Однако стоит мотору выйти за 3000 оборотов, как характер передвижения заметно меняется, из флегматичного увальня Suzuki превращается в довольно резвого живчика, жаль только, что не наделенная секвентальным режимом АКП при каждой возможности возвращает его в первоначальное полусонное состояние. Впрочем, в ровном плотном потоке или на трассе, где не нужны резкие ускорения, этот тандем оставляет исключительно приятные впечатления: машина едет ровно, легко и ненавязчиво. И что характерно, слух при этом не насилует. Правда, в целом шумоизоляция тут реализована не самым лучшим образом, по крайней мере арки колес стоило бы защитить дополнительно.
А вот руль понравился, даже несмотря на то, что он явно рассчитан на женские руки. Словом, чересчур легок, но настройки усилителя при этом настолько адекватны, что позволяют совершать быстрые каскадные маневры, ни на секунду не теряя связи с дорогой. Отлично седан прописывает и длинные повороты, легко поддаваясь корректировке. Здесь, кстати, проявляется еще одна особенность SX-4 — попадая в выбоину, седан даже на средних скоростях отрабатывает ее очень мягко, так что траектория, по сути, остается неизменной. Для подобных машин такое поведение, как правило, нехарактерно, как, впрочем, нехарактерна и столь приличная плавность хода. Подвески «японца» работают слаженно и четко, так что изъяны дорожного полотна остаются для пассажиров практически незаметными. В крайнем случае кузов просто «кивает», тут же возвращаясь в исходное положение. Что характерно, крены кузова при этом пусть и сильны, но некритичны. В общем, золотую середину в данном случае конструкторы все же нашли.
Увы, но ту же золотую середину, как мне кажется, не смогли найти маркетологи — 480 000 рублей за базовый седан В-класса? Пусть он практически сравнялся размерами с той же Mazda3 и прилично укомплектован, но ведь суть его осталась прежней. Впрочем, людям нравится.
КОНКУРЕНТЫ
БЕСТСЕЛЛЕР
Ford Focus сравним с Suzuki SX-4 и по габаритам, и по цене, но в то же время этот автомобиль стоит на ступеньку выше «японца». За базовую версию сегодня просят 379 000 рублей. Конечно, вы получите абсолютно пустой автомобиль с 1,4-литровым двигателем, водительской подушкой безопасности, передними электростеклоподъемниками, без кондиционера и ABS и с одной подушкой безопасности. Однако в данном случае на выбор клиенту предлагается не только более представительный список опций, но и широчайший выбор силовых агрегатов, включающий турбодизельные варианты.
ИРАНСКИЙ «ФРАНЦУЗ»
Peugeot 206 sedan — еще один седан, ориентированный исключительно на развивающиеся рынки вроде нашего. Но при этом он гораздо дешевле, по крайней мере в стандартном исполнении, — 334 000 рублей. Впрочем, если довести уровень исполнения 206 sedan до уровня базового Suzuki (1,6-литровый мотор с МКП), то за него придется отдать уже 430 000 рублей. Однако в отличие от «японца» помимо кондиционера и различных электроприводов такой Peugeot получит магнитолу и литые диски. Топовая же версия седана с АКП обойдется в 464 000 «деревянных».
РОДСТВЕННАЯ ДУША
Несмотря на то что ярко выраженным багажником Nissan Tiida не обладает, ее салон по своей философии очень близок к Suzuki — высокая крыша, вертикальная посадка, характерные для компактвэнов детали интерьера. Однако автомобиль отличается более продуманной эргономикой и большей вместимостью. Кроме того, в подкапотном пространстве Tiida может оказаться один из двух моторов рабочим объемом 1,6 (110 л.с.) или 1,8 (126 л.с.) литра. Оборудование также предлагается покупателю в виде фиксированных пакетов, однако выбор опций в данном случае гораздо шире.