К тому же командировка обещала быть крайне познавательной, ведь вашему корреспонденту предстояло не только познакомиться с новым авто, но и проехать по тем местам, где через шесть лет зажжется олимпийский огонь.
Олимпийская идея в последнее время стала очень модной в России. Не общенациональной, а именно модной, и за ее реализацию засучив рукава взялись чиновники всех рангов и мастей… Еще бы, мы ведь с таким трудом отвоевали себе право на проведение зимних Олимпийских игр, самого президента «засветили» на презентации. Так что ударить в грязь лицом теперь равно государственной измене. Тем более что денег жалеть никто не собирается. А ведь к настоящему моменту строители не то что не построили, а даже не приступили к возведению ни одного спортивного объекта.
Народу же рапортуют об обратном: все хорошо, все по плану… А тем временем самолеты в Адлер теперь летают не реже, чем в Питер, на Черноморском побережье Краснодарского края чуть ли не каждую неделю гостят высшие государственные чины, а Красная Поляна становится… нет, не столицей Олимпийских игр, а VIP-курортом, где отдых могут себе позволить лишь олигархи. Нужны примеры? Пожалуйста. Сутки не в самом шикарном 4-звездочном отеле тут стоят почти 9000 рублей. И это просто за номер, самый дешевый. Сауна, тренажерный зал, бассейн, ресторан, баня оплачиваются отдельно, и ценники там, как вы понимаете, соответствуют статусу.
И это при том, что главное достоинство этих мест (помимо наличия потенциально интересных лыжникам склонов) — природа. Нет, я ни в коем случае не умаляю ее достоинств, она великолепна: практически с каждой выходящей к морю вершины открываются такие пейзажи, что дух захватывает. Но иных достопримечательностей тут, увы, нет. В свое время Российская империя отвоевала эти места у османов, однако ни торгового, ни стратегического значения они по большому счету не имели — неосвоенное побережье, населенное черкесами (в то время черкесами называли не конкретную народность, а племена горцев-головорезов, не имевших ни единого государственного устройства, ни общей религии). Так что тут нет ни скифских курганов, ни основанных греками городов, ни римских акведуков — лишь сформированные тысячелетиями рельефы, не более того. Рискну предположить, что многие из потенциальных олимпиоников в подобных местах как минимум тренируются, так что порадовать их нечем. Единственную местную достопримечательность — охотничий дом императора Николая II — нынешние владельцы разобрали до основания.
На фоне нетронутой природы новый Citroёn C-Crosser смотрится просто замечательно. Сохранив вполне узнаваемый профиль, унаследованный им от японского «прародителя», на сочинских дорогах автомобиль выглядел этаким утонченным эстетом. Явно «французские» фары, обязательный шеврон на капоте — все на своих местах. Кроме того, дабы отделить машину от Outlander XL и Peugeot 4007, стилисты «Citroёn» снабдили свой первый и единственный в линейке кроссовер персональной эмблемой — «розой ветров», покоящейся на стойке задней двери. По большому счету это все, чем отличается экстерьер C-Crosser от внешности японского аналога, однако с точки зрения потенциального покупателя автомобиль должен только выиграть от этого — выглядит он куда привлекательнее.
Впрочем, салоном французы предпочли не заморачиваться. За исключением нескольких малозначимых деталей интерьер Mitsubishi скопирован полностью — видимо, сработал принцип, что от добра добра не ищут. Утилитарность в глаза не бросается, и ладно… Зато сидеть удобно, причем как в первом, так и во втором ряду. Комфорт водителя тут во главе угла, так что жаловаться он не станет по определению. Передний пассажир, как вы понимаете, тоже… Во втором ряду сидеть лучше вдвоем. В принципе третий пассажир не исключается, но лишь на очень непродолжительное время.
Той же оценки достойна и «галерка» — на раскрывающуюся после нажатия соответствующей кнопки банкетку даже врага надолго не посадишь: пытки в нашем обществе, мягко говоря, не приветствуются. Впрочем, французы этого и не отрицают, настаивая на том, что третий ряд в данном случае должен использоваться лишь для поездок на очень незначительные расстояния.
Тем не менее если опустить эти подробности, стоит признать, что путешествие в C-Crosser может быть вполне комфортным. При этом маршруты могут измеряться даже тысячами километров. Базовый 2,4-литровый мотор везет, может быть, и не впечатляюще, но вполне прилично, так что непритязательного водителя не разочарует. Тянет «движок» неплохо, а при правильном обращении даже очень прилично, правда, в данном случае водителю придется брать бразды правления в свои руки. Речь тут, как вы уже, наверное, догадались, пойдет об «автомате». В принципе, работает он пристойно, на переключениях особо не задерживается, но лишь на ровной поверхности. В горах электроника начинает сдавать: трансмиссия «зевает» момент переключения, и машина начинает «тупить», так что на узких, изобилующих резкими перепадами «серпантинах» водителю лучше перейти на ручной режим, остановив «коробку» на второй передаче, благо здесь он предусмотрен. Кстати, к концу года помимо бензиновых машин покупателям будет предложен 2,2-литровый дизель мощностью 160 л.с., разработанный на базе 173-сильного силового агрегата, который отменно зарекомендовал себя на новом С5 и флагманском С6. Там, к слову, установят тот же 6-ступенчатый «автомат», так что клиентам есть из чего выбрать…
Чтобы добраться от аэропорта в Адлере до Красной Поляны на машине, нужно минут 40–45, если, конечно, вам не «повезет» оказаться там вместе с каким-нибудь высоким госчиновником: тогда на дороге можно зависнуть часа на полтора. Что касается дорог так называемого Большого Сочи (то есть центральной части всего побережья), то «пробки» на них, как ни парадоксально, давно переплюнули московские — чтобы пробраться через центр, местные жители порой тратят часа по четыре, причем объездов не предусмотрено. Кроме того, соединяющую населенные пункты федеральную (!) трассу бойцы из ФСО перекрывают так же плотно, как Кутузовский проспект в Москве. Денег при этом, говорят, не берут, так что стоять придется до упора. Местами, впрочем, «пробку» (по крайней мере на участке от Адлера до Красной Поляны) можно объехать по старой дороге. Но, во-первых, это длиннее, во-вторых, времени отнимет немало. Название «Военно-грузинская дорога» ей подойдет в самый раз — ее ремонтировали лет десять назад, так что асфальт выглядит, как после бомбежки. Добавьте сюда приличное число снующей туда-сюда строительной техники — и картина выйдет практически полной… В общем, сунувшийся сюда смельчак зачастую рискует остаться без колес: ямы не выдерживают не только крайне лояльного к ним российского ГОСТа, но и вообще какой-либо критики.
Словом, эти предостережения касаются не только «легковых» автовладельцев, но и людей, предпочитающих внедорожники, хотя последним тут все-таки проще.
Citroёn, к примеру, с задачей пусть и с трудом, но справился — пару раз его подвески все-таки хрустнули. С другой стороны, подобные ситуации близки к критическим, к тому же объехать препятствия попросту не представлялось возможным. В целом же C-Crosser показался автору этих строк вполне комфортным, по крайней мере если сравнивать его с Outlander XL. «Француз» и передвигается плавнее, и «заплатки» на покрытии «проглатывает» увереннее. Что характерно, на скоростях кроссовер практически не кренится (при том условии, конечно, что водитель не добивается того преднамеренно, в таком случае не поможет ни хваленый французский «Michelin», ни фирменная система стабилизации, благо задние колеса подключаются тут исправно и, что главное, вовремя).
Тем не менее с намерениями владельцу этого авто нужно быть осторожнее. К «асфальтовым» качествам машины претензий по большому счету не предъявишь, а вот на бездорожье она практически беспомощна. Увы, но это касается даже покорения сочинских каменистых проселков, пусть и размытых. Ходы подвесок Citroёn для подобных вояжей недостаточны — «вывешивается» он в безобиднейших ситуациях. Понятно, что свою лепту в нашем случае внесла и всесезонная «резина», но даже если опустить эту составляющую, в отсутствие жестких межколесных блокировок без посторонней помощи водителю в подобной ситуации обойтись будет крайне сложно. А ведь грязь в средней полосе куда коварнее. Впрочем, мы в данном случае говорим о типичном кроссовере, по большому счету рассчитанном на асфальт, но никак не на серьезное бездорожье…
Удивительно, но подготовка к сочинской Олимпиаде пока производит то же впечатление: процесс вроде бы активирован, но «выхлопа» пока не видно. Время у нас, конечно, еще есть, и все, что запланировано, наверняка исполнится в срок. Но, с другой стороны, спешка, как известно, хороша лишь при ловле блох, а в реальной жизни она обходится очень дорого. И платить за нее придется именно нам.
&
Олимпийский Сочи этой зимой преподносился нам как первоклассный горнолыжный курорт. Но в то же время дельцы упорно молчали о том, что большинство трасс в настоящее время существуют лишь в качестве проектов, а те, что уже функционирует, рассчитаны только на новичков — профессионалам скучно. Так что реальный интерес к местным склонам проявляют лишь фрирайдеры, да и то благодаря наличию программы heli-ski (доставка до места старта на вертолете). Каждый такой подъем, правда, стоит 100 евро (для сравнения: в Приэльбрусье примерно за те же деньги пилоты делают от 3 до 5 рейсов). Впрочем, дневной абонемент на фуникулер здесь тоже стоит от 800 до 1500 рублей (в Европе вдвое дешевле).
&
В июле прошлого года вице-премьер Иванов пообещал, что на Черноморском побережье России к концу 2009 года будет функционировать три аэропорта международного класса: в Новороссийске, Геленджике и Адлере. Новый терминал в Адлере уже построен, вроде бы его даже успели показать представителям МОК. В представлении участвовали самолеты, пассажиры, чемоданы... И сегодня все рейсы по-прежнему сажают на старую короткую «взлетку», а пассажиры регистрируются, сдают и получают багаж в длинном одноэтажном ангаре. А что же новое здание? — спросите вы. Пустует. По свидетельству местных жителей, в нем до сих пор нет ни воды, ни отопления, даже канализация не подведена!
&
После покупки пионера сочинской горнолыжной индустрии — компании «Альпика-Сервис» — крупнейшим управляющим спортивными объектами в Красной Поляне стал «Газпром». Он же, похоже, и станет фактическим организатором Олимпийских игр (разного рода строительством в Сочи компания занимается лет пятнадцать). Уже сегодня компания «застолбила» за собой 30 гектаров в долине реки Ачипсе и 95 га — на хребте Псехако, где возведут лыжный стадион. То ли еще будет...
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Грандиозных планов по покорению российского рынка «Citroёn» не ставит. По соглашению между концерном PSA и «Mitsubishi Motor» оба французских кроссовера (C-Crosser и Peugeot 4007) производятся на том же заводе, что и Outlander XL. Максимальная мощность предприятия — 100 тыс. автомобилей в год, так что французский концерн в лучшем случае может рассчитывать лишь на 20 000 машин.