1376

Проверка на прочность

«Формула-1» не дорогостоящая компьютерная игрушка, а реальный, опасный и непредсказуемый вид спорта
Прошедший в последние выходные апреля Гран-при Испании наглядно продемонстрировал, что в «Формуле-1» есть вещи намного более важные и ценные, чем бесконечное муссирование вопроса, кто и куда засунул секретные документы другой команды или как развлекается на досуге президент FIA.
Поделиться

Прошедший в последние выходные апреля Гран-при Испании наглядно продемонстрировал, что в «Формуле-1» есть вещи намного более важные и ценные, чем бесконечное муссирование вопроса, кто и куда засунул секретные документы другой команды или как развлекается на досуге президент FIA.

Когда болид Хейкки Ковалайнена, сорвавшись с трассы, как молния понесся в сторону отбойника, мелькнула непрошеная мысль: а не предупреждение ли это для «разгребателей грязи»? Предупреждение о том, что «Формула-1» не дорогостоящая компьютерная игрушка, а реальный, опасный и непредсказуемый вид спорта.

На момент проведения Гран-при Испании минуло без малого 14 лет со дня, когда на трассе в Имоле разбился трехкратный чемпион Айртон Сенна. Трагедия случилась 1 мая 1994 года.

Днем ранее погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, попал в серьезную аварию Рубенс Баррикелло. И хотя с тех пор — тьфу-тьфу! — непосредственно в «Формуле-1» никто не погибал (чего не скажешь о гонках высокого уровня в мировом автоспорте в целом), без серьезных инцидентов не обходилось.

Стоит припомнить, как будущий двукратный чемпион мира Мика Хаккинен чудом остался жив после аварии в квалификации Гран-при Австралии в 1995 году, а непобедимый Михаэль Шумахер в 1999 году чуть было не закончил карьеру, попав на больничную койку со сложным переломом ноги после аварии в Сильверстоуне. И вылет Ковалайнена на Гран-при Испании чисто внешне до боли напоминал инциденты, которые ранее заканчивались намного более трагично, — ту же аварию Сенны в злополучном повороте Тамбурелло.

Гран-при Сан-Марино уже года два как нет в календаре чемпионата мира (трасса на реконструкции), да и злосчастный Тамбурелло давно переделан, но память об этой трагедии будет жить, наверное, всегда. По крайней мере пока существует «Формула-1». И быть может, ценой своей жизни Сенна спас многих других гонщиков. Потому что, увы, понадобилось две жизни, чтобы FIA обратила самое пристальное внимание на меры безопасности.

С тех пор намного усложнились требования к трассам (а это, в частности, расположение, величина так называемых полос безопасности, слоев отработанных шин и т.д.), гоночным болидам (прочность монокока проверяется краш-тестами, внутри их используется специальный «хомут», чтобы предохранить шею пилота при аварии)…

Стоит вспомнить и пресловутую борьбу за ограничение скорости, и другие меры. Практика показывает, что меры безопасности в «Формуле-1» серьезно шагнули вперед. И хотя, как говорится, «абсолютную гарантию дает только страховой полис», при том что фактически добрая половина болида «McLaren» была, что называется, «в хлам», пилот отделался ушибами.

Авария Ковалайнена немного нарушила монотонный ход гонки в Испании и стратегию некоторых пилотов. Да, среди нововведений в регламент встречаются как полезные меры, так и откровенно идиотские. Теперь гонщикам под угрозой штрафа стоп-энд-гоу запрещено заезжать на дозаправку во время закрытого пит-лейна, что происходит по выезде машины безопасности. Проблема в том, что чрезвычайная ситуация на то и чрезвычайная, что случается неожиданно.

И с начала сезона уже произошло немало случаев, когда гонщики были вынуждены нарываться на штраф, дозаправляясь при закрытом пит-лейне, если топливо на исходе. Но лидеров это правило в Испании не остановило.