Скутеры из Поднебесной внешне друг от друга, как правило, ничем не отличаются. Но что на самом деле скрывается за внешней схожестью? На этот вопрос мы попытались ответить, сравнив два мопеда — Stels Skif 50 и Atlant Zipr3i Derby 50.
Внимательно изучив обе машины, каких-либо существенных отличий не обнаружили. Почти одинаковые приборные панели, идентичное расположение органов управления. Итак, запускаем моторы!
Stels Skif 50 завелся с первого же удара по кик-стартеру, и беловатый дымок повалил из выхлопной. Ничего не поделаешь — особенность двухтактных движков, ведь в цилиндре горит не чистая бензиново-воздушная смесь, как в четырехтактниках, а «коктейль» из бензина, воздуха и масла. Однако по мере того как мотор прогревается, концентрация дыма уменьшается, а затем и вовсе сходит на нет. Приятная особенность стелсовских двухтактников в том, что владелец скутера избавлен от труда бодяжить масло с бензином: в топливный бак заливаешь 95-й, масляный бачок наполняешь какой-нибудь качественной полусинтетикой — и полный вперед! Карбюратор самостоятельно, в зависимости от режима работы двигателя, смешивает бензин, масло и воздух в нужных пропорциях.
Atlant Zipr3i Derby 50 завелся также с первого «тычка». Правда, в процессе прогрева двигатель пару раз заглох. В отличие от своего стелсовского конкурента Atlant Derby 50 имеет под седлом четырехтактный агрегат, а потому работает намного тише и совершенно не дымит.
Теперь посмотрим, как зарекомендуют себя эти 50-кубовые «табуретки» на дороге. Сперва садимся на Skif. Динамика разгона превосходная (начинает тянуть с самых низов), отлично ускоряется и после сорока. На прямом участке, открутив на полную ручку газа, из желтого скутера удалось выжать 65 км/ч, что для «полтинничка» вполне хороший показатель.
Про ездовые характеристики атлантовского Zipr3i Derby 50 тоже ничего плохого не скажешь — вполне резвый аппарат.
Такая прыть, честное слово, несвойственна скутерам с 50-кубовым четырехтактным движком, поскольку при одинаковой кубатуре моторов четырехтактники на 20–25 процентов (примерно на 2 «лошадки») слабее двухтактных одноклассников. А тут диву даешься — откуда такая мощь?
Испытание весом. Нагрузив каждый скутер пассажиром, поехали по проселочной дороге. Два человека на маленькой 50-кубовой «табуретке» — серьезное испытание для техники. Мощности движков хватило обоим скутерам, чтобы тащить на себе примерно по 150 кг живого веса. Правда, Skif 50 ехал заметно резвее конкурента: не снижая скорости, уверенно взбирался на горки, лучше разгонялся, оставляя седоков Derby 50 дышать дорожной пылью.
Выбирая скутер, многие во главу угла ставят цену и ездовые качества понравившегося мопеда. Но при этом редко кто задумывается о завтрашнем дне, то есть о сервисе и запчастях. Мы обзвонили несколько фирм, торгующих «Атлантами» и «Стелсами». И вот что интересно: на стелсовскую мототехнику практически у всех продавцов можно купить любую запчасть (от копеечного винтика до вариатора в сборе). А вот чтобы найти какую-либо деталюшку на Atlant, придется в лучшем случае изрядно попотеть, в худшем — ждать из Китая нужную запчасть от 1,5 до 2 месяцев.
Заключительная часть нашего тест-драйва прошла в мотосервисе. С позволения владельцев техники мы решили вскрыть моторы, чтобы посмотреть «начинку». Здесь-то и стало понятно, почему Atlant с четырехтактным двигателем развивал мощность (по паспорту — 5 «лошадок»), присущую далеко не всякому двухтактному «полтиннику». Диаметр цилиндра и поршня оказался на 8 мм больше, чем у Stels Skif 50. А замерив до кучи ход поршня, мастера вынесли «Атланту» вердикт: «У этого скутера движок не 50 см3, а все 90!»
А это значит, что скутеры, поставляемые в Россию под торговой маркой «Atlant», ввозятся в нашу страну, по сути, контрабандой! Импортеры не платят в полной мере таможенные сборы (значит, мимо бюджета проходят миллионы рублей), но главное — нагло обманывают покупателей. Ведь по закону мототехнику с объемом двигателя свыше 50 см3 необходимо ставить на учет в ГИБДД, а управлять ею можно лишь с открытой в «правах» категорией «А». Выходит, продавцы этих скутеров намеренно превращают законопослушных граждан в невольных нарушителей. Напрашивается вопрос: куда смотрят милиция и таможня? Глядишь, в скором времени в Россию начнут завозить Lamborghini Diablo с 6-литровыми 575-сильными движками под видом горбатых «Запорожцев»…
&
СКУТЕРЫ В БОЛЬШИНСТВЕ своем покупают мужчины (на их долю приходится 88% приобретенных мокиков).
Остальные 12% попали в руки слабому полу. 17% опрошенных заявили, что ездят на нем исключительно в городе, 33% скутеристов приобрели двухколесного друга для дачных забав, 27% респондентов взяли мокик, чтобы ездить и в городе, и на даче.