Железный марш

Пока весь мир с замиранием сердца следил за ростом цен на нефть, неожиданно резко вверх пошли цены на сталь. Несмотря на то что природное сырье традиционно незначительно влияло на ценообразование автомобиля, в самое ближайшее время машины могут подорожать именно по этой причине.

Пока весь мир с замиранием сердца следил за ростом цен на нефть, неожиданно резко вверх пошли цены на сталь. Несмотря на то что природное сырье традиционно незначительно влияло на ценообразование автомобиля, в самое ближайшее время машины могут подорожать именно по этой причине.

В себестоимости готового автомобиля порядка трети составляет стоимость металла, и удорожание проката пропорционально отразится на цене машин. Последний скачок цен на сталь случился в 2004 году, и виноватыми в этом оказались китайцы. «Благодаря китайскому экономическому чуду сталелитейная промышленность развивается семимильными шагами, — говорится в аналитическом отчете одного из крупнейших российских банков. — Поначалу мировой рынок оказался не в состоянии переварить потребности Китая, в результате чего в 2004–2005 годах цены на сталь достигли небывалых высот — отметки в $600 за тонну. Крайне благоприятной конъюнктурой мировых цен на сталь поспешили воспользоваться практически все крупнейшие производители металла, которые занялись активным наращиванием производства».

В начале весны этого года сталелитейные компании объявили, что поднимают отпускные цены. Так, «Nippon Steel Corp.» и «JFE Holdings Inc.» уже повысили оптовые цены на прокат на рекордный 31%. Об удорожании своей продукции объявила крупнейшая в мире сталелитейная компания «ArcelorMittal», а также южнокорейская «Posco». Именно южнокорейские автопроизводители острее всего отреагировали на рост цен, так как они специализируются на выпуске «бюджетных» моделей. На фоне общего удорожания корейские машины почти не росли в цене и оттого были наиболее конкурентоспособными на отечественном рынке. Однако для «бюджетных» машин цена — определяющий фактор, и удорожание даже на $100–200 может оттолкнуть потенциальных покупателей. Вице-председатель «Hyundai Motor Co.» Ким Донг Чжин заявил, что его компания не планирует повышать цены на свои автомобили, несмотря на то что себестоимость машины уже увеличилась на 513 долларов и «Hyundai» теперь придется платить поставщикам сырья на 20% больше.

Проблема удорожания стали коснется России в той же мере, что и всего мира в целом. В официальном прогнозе Новолипецкого металлургического комбината, одного из крупнейших в России, говорится о том, что в первом полугодии 2008 года ожидается увеличение цен на металлопродукцию со стабилизацией ближе к середине года.

Аналитики считают, что из-за ожидаемого дефицита железной руды цены на сталь в первом полугодии 2008 года вырастут как минимум на 10%, а к концу года — и на все 55%. По мнению экспертов, существенное изменение цен на автомобили ждет нас уже в следующем году, так как большинство отечественных автопроизводителей имеют соглашения с металлургами о поставках проката по фиксированным ценам на ближайшие полгода-год.

Впрочем, «Объединение автопроизводителей России» уже обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на резкое повышение цен на сталь в нашей стране. Автопроизводители настаивают, чтобы ФАС проверила сталелитейные компании на предмет умышленного сговора в вопросе ценообразования, так как цены на сталь в России по некоторым важным позициям растут даже быстрее, чем за рубежом.

&

Стальной прокат, используемый при производстве автомобилей, бывает двух видов — простой холоднокатаный и оцинкованный. В зависимости от качества в среднем одна тонна листа такого проката стоит примерно $1000, и эта цена может увеличиться на 10–15%. За этот год в нашей стране холоднокатаный лист может подорожать до $980–1000 за тонну, оцинкованный — до $1400–1450 за тонну.

None