Сегодняшние герои нашей рубрики — машины именитые, отмеченные наградами престижных конкурсов. Например, Renault Clio третьего поколения стал «Европейским автомобилем-2006», Honda Jazz была признана «Японским автомобилем-2007», а едва появившаяся на свет Mazda2 уже удостоилась чести называться «Мировым автомобилем-2008».
В отличие от модели предыдущего поколения, визуально напоминавшей «однообъемник», новая (образца 2007 года) Mazda2 не вызывает ассоциаций с практичной, но малопривлекательной коробкой. Ее клиновидный силуэт, во многом унаследовавший черты концепта Sassou, подчеркнуто динамичен. Тонкая игра света и тени на сопрягающихся поверхностях кузова создает иллюзию непрерывного движения — будто машина готова сорваться с места в любую секунду. А сорвавшись, едет весьма неплохо. В общем, благодаря сочетанию выигрышной внешности и отличных ходовых качеств Mazda2 удостоилась почетного звания «Мировой автомобиль-2008».
Впрочем, и маленький Renault тоже не лыком шит. Как-никак титул «Европейского автомобиля года» (Clio получил его в 2006-м) кому попало не дают. Доставались лавры и Honda Jazz (другое название — Fit). В 2007 году модель вышла в финал американского конкурса «Автомобиль года», а на родине стала таковым.
Правда, до российских клиентов маленькая Honda добралась с приличным опозданием: продажи модели, дебютировавшей в 2002-м, начались лишь в 2005 году. Начало продаж весьма интересного и многообещающего, но неоправданно дорогого малыша оказалось смазанным. Однако, судя по результатам минувшего года, ситуация выправляется. То ли отечественный покупатель наконец прочувствовал потенциал Jazz, то ли его нынешняя цена уже не кажется заоблачной, но модель демонстрирует положительную динамику продаж и существенно обгоняет, скажем, Renault Clio (3267 проданных машин против 1157). Хотя позиции этой модели опять же губит ее немалая цена. Статистика продаж Mazda2 еще не накоплена — модель появилась в салонах лишь в апреле.
Впрочем, вернемся к нашим героям. Качество отделочных материалов и «начинка» салона маленького Renault — как у «больших»: автоматическое включение фар ближнего света, датчик дождя, продвинутый климат-контроль, самостоятельно меняющий направление обдува в зависимости от дорожных условий. Все это, конечно, предлагается за отдельные деньги. Но и базовую комплектацию бедной не назовешь. Четыре подушки безопасности, ABS, руль и водительское сиденье снабжены регулировкой по высоте… Кстати, головой в потолок не упрется даже баскетболист.
Наиболее высокая точка крыши — как раз над передними сиденьями: почти метр от подушек до потолка. Да и ноги есть куда деть — кресло перемещается по горизонтали в очень широком диапазоне. Другое дело, что, сдвинув его до упора назад, вы рискуете превратить пятиместный автомобиль в четырехместный, а проехав пару сотен километров, начнете жаловаться на боли в спине: сиденья хоть и красивые, но далеки от эргономического идеала.
Внутри маленькая Honda, пожалуй, даже интереснее, чем снаружи. Красивая и солидная передняя панель, эффектные приборы, климат-контроль (уже в базовой комплектации), оригинальный дизайн штатной аудиосистемы. Водительское кресло снабжено надежной боковой поддержкой. С подбором удобной посадки проблем не возникнет — помогают три механические регулировки плюс изменение высоты руля.
Интерьер Mazda2 тоже впечатляет. Причем даже не дизайнерскими изысками и безупречным качеством отделки (что в «бюджетных» автомобилях субкомпактного класса встречается далеко не всегда), а простором и функциональностью.
Благодаря тщательно продуманной компоновке пассажиры не обделены жизненным пространством: можно вытянуть ноги, в плечах не «жмет», да и голова в потолок не упирается. Увеличенные диапазоны регулировок кресла и рулевой колонки значительно облегчают поиск комфортной посадки практически любому водителю (сами разработчики гарантируют, что у людей ростом 1,5–1,85 м проблем не будет). Заслуживает упоминания и довольно объемный по меркам класса багажник. При наличии задних пассажиров туда без проблем влезает большой чемодан или детская коляска. А при сложенных (в пропорции 60:40) спинках сидений Mazda2 превращается в маленький грузовой фургончик: можно, к примеру, стиральную машину перевезти.
Но настоящий чемпион по грузо- и пассажировместимости — Honda. Даже за самым высоким водителем гарантирован внушительный запас свободного пространства и перед коленями, и над головой. К тому же салон имеет оригинальную схему трансформации. В сложенном виде сиденья Jazz образуют низкую и абсолютно ровную грузовую платформу, а в разложенном… два багажника. Дополнительный багажный отсек получается за счет поднимающихся подушек задних кресел.
Что касается динамических характеристик, то они, естественно, зависят от силового агрегата. В случае с Honda все довольно просто. Клиентам Jazz доступен лишь 1,4-литровый 83-сильный мотор. Довольно резвая машинка быстро разгоняется до нормальных городских скоростей (чему немало способствует удачный вариатор). Однако в целом на ходу Honda соперникам несколько проигрывает. На автобанных скоростях высокий кузов «парусит», резкие маневры чреваты заметными кренами. Рулевому управлению недостает информативности. К тому же электронная система стабилизации российским клиентам Jazz не предлагается даже за доплату.
От Clio с 1,4-литровым мотором, развивающим добрую сотню лошадиных сил (кроме того, доступны версии 1,2 л, 75 л.с. и 1,6 л, 110 л.с.), мы, честно говоря, ожидали большего. Однако в угоду экологической безопасности двигатель бессовестно удушен на «низах». Для динамичной езды его постоянно приходится «крутить». Причем с осторожностью, избегая резких нажатий на акселератор, от которых мотор лишь захлебывается. Зато Clio великолепно «прописывает» повороты, практически не отклоняясь от траектории даже на неровностях. Крены минимальны, диагональная раскачка отсутствует. А на скоростной прямой маленький Renault стоит как влитой!
Самая же динамичная в нашей троице — Mazda2. Оно и неудивительно, ведь в Россию поставляются только модификации с 1,5-литровым двигателем, развивающим 103 л.с., что для небольшого автомобиля В-класса весьма и весьма неплохо. К тому же собственная масса модели значительно снижена и составляет всего 960 кг. Заметим, что машинка практически в равной степени хороша как с МКП-5, так и с 4-ступенчатым «автоматом». Хотя АКП достойно проявляет себя лишь «в умелых ногах»: грамотное обращение с педалью газа гарантирует ровный интенсивный разгон. Да и управляется Mazda2 поистине великолепно — руль вполне информативен, а широко расставленные колеса цепко держатся за дорогу.
Но, как водится, главным аргументом в выборе остается цена. Наиболее доступен в нашей троице Renault Clio. За базовую 3-дверную версию машины с мотором 1,2 л и МКП-5 дилеры просят 407 000 рублей. Правда, начальная комплектация Authentique, скажем так, бедновата: из «комфортных» опций вы получаете разве что усилитель руля да передние стеклоподъемники с электроприводом. Нормальный же 5-дверный кузов с приличным силовым агрегатом и достойной комплектацией обойдется существенно дороже. Например, Clio 1.4 МТ Extreme с электропакетом, кондиционером и «музыкой» стоит 467 350 рублей. А за топ-версию 1.6 АТ Dynamique придется выложить 534 800 рублей.
Из двух вариантов исполнения Mazda2 можно выбрать базовую версию Energy — от 424 000 рублей — или заплатить 583 000 рублей за автомобиль в исполнении Sport со всеми возможными опциями. Может быть, это и не самое доступное предложение на рынке, но, во всяком случае, одно из наиболее привлекательных. Ведь уже в «базе» вы получаете машину с электрическими стеклоподъемниками и зеркалами, подогревом сидений и аудиосистемой CD/MP3 с управлением на руле. Нет разве что кондиционера. Но этот «прокол» в комплектации устраняется за 26 000 рублей.
А доплатив 31 000 рублей за «автомат», вы существенно облегчите себе жизнь в городских «пробках».
Наконец, базовая версия Honda Jazz в комплектации Elegance обойдется в 454 000 рублей с МКП-5 или в 479 000 рублей с вариатором CVT-7. В исполнении Sport, отличающемся наличием задних электростеклоподъемников, четырех динамиков вместо двух, тонировки стекол и аэродинамического обвеса, Jazz стоит 497 000 рублей.
КРАШ-ТЕСТ MAZDA2
Эксперты ассоциации EuroNCAP отозвались о маленькой Mazda в целом хорошо. Автомобиль получил максимальные 5 звезд (34 балла). Из них во фронтальном тесте — 16 баллов (в том числе 2 за встроенные напоминатели о непристегнутых ремнях безопасности) и 15 — в имитации бокового столкновения. Отметим, однако, что открывшаяся при боковом ударе задняя дверь послужила причиной пенализации (-1 балл). Дружественно настроена Mazda2 и к малолетним пассажирам — 4 звезды (37 баллов). А вот безопасность пешеходов при встрече с японской «малышкой» эксперты оценили лишь в 2 звезды (18 баллов).
КРАШ-ТЕСТ RENAULT CLIO
После серии краш-тестов ассоциация EuroNCAP присвоила Renault Clio 5 звезд за безопасность. Последнее поколение модели обладает чрезвычайно жесткой конструкцией, благодаря которой автомобиль набрал максимальные 18 баллов при боковом ударе, а во фронтальном потерял всего два очка, набрав 14 баллов из 16 возможных. Эксперты отметили отменную работу двухступенчатых фронтальных подушек, преднатяжителей и ограничителей натяжения ремней безопасности. Также была высоко оценена защита детей, однако заботу о пешеходах признали лишь удовлетворительной.
КРАШ-ТЕСТ HONDA JAZZ
В серии тестов EuroNCAP Jazz заработал 4 звезды. Общий рейтинг автомобиля составил 25 баллов. Из них во фронтальном краш-тесте получено 11 (69%), а в боковом — 13 (72%). Дополнительный балл эксперты присудили за наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности (СНРБ). Защита пассажиров-детей, путешествующих в специальных креслах, оценена в 31 балл (63%), а безопасность пешеходов при наезде — в 19 (53%). На российском рынке базовая Honda Jazz оснащается четырьмя подушками безопасности и ABS.
Mazda2
+ Яркий дизайн, довольно мощный двигатель, отличная управляемость.
- Отсутствие выбора двигателя, недостаток акустического комфорта.
Renault Clio
+ Широкий выбор двигателей, довольно просторный салон, хорошая управляемость.
- Зажатый «на низах» двигатель, нечеткое включение передач в МКП.
Honda Jazz
+ Довольно резвый, хорошо укомплектованный и весьма вместительный автомобиль.
- Единственный мотор, посредственная управляемость на высокой скорости.