Во время совещания с руководителями российских автозаводов, состоявшемся на автосалоне, вице-премьер Игорь Сечин узнал, что проект по развитию автопрома саботируют Минэкономразвития, Минфин и Федеральная таможенная служба (ФТС).
Впервые о развитии отечественной автопромышленности заговорили после инаугурации нового президента. В конце мая в Татарии в ОЭЗ “Алабуга” состоялась первая “общеотраслевая” встреча вице-премьера Игоря Сечина с “автомобильными” генералами. На совещании под председательством Владимира Путина был одобрен беспрецедентный комплекс мер по поддержке отечественного автопрома. В частности, обсуждались меры по продлению режима промсборки и увеличению транспортного налога на старые автомобили. По мнению аналитиков, принятый в мае документ выгодно отличался от старых предложений комплексным подходом к развитию отрасли, поэтому отечественные производители возлагали на него большие надежды.
Вторая встреча Игоря Сечина с руководителями российского автопрома состоялась на Московском международном автосалоне. После посещения экспозиций “АвтоВАЗа”, группы “ГАЗ” и Sollers (бывшее “Северсталь-авто”) вице-премьер отправился на нее с хорошим настроением. Тем неприятнее, видимо, для него было известие, что реализация проекта фактически застопорилась. Дисциплину показал только Минпромторг, который без проволочек утвердил план и направил его на согласование с другими министерствами и ведомствами. Как рассказали вице-премьеру представители заводов, только в августе были получены ответы от Минфина, Минэкономразвития и ФТС. Причем многие из предложений “были отклонены или просто остались без ответа”.
На совещании стало известно: главный удар по проекту “спасения российского автопрома” нанес Минфин — специалисты ведомства отклонили все предложения, имеющие отношение к тарифному регулированию. В частности, Минфин выступил против повышения транспортного налога (для юридических лиц) и тарифов ОСАГО для подержанных автомобилей. По данным объединения автопроизводителей России, до 30% российских автомобилей сегодня старше 20 лет, до 16% — старше 18 лет. Как признались производители, конкурировать с вторичным рынком еще сложнее, чем с новыми иномарками.
Без интереса к документу отнеслись и другие министерства. Например, до сих пор не поставило своей визы на проект повышения импортных пошлин на подержанные автомобили Минэкономразвития. Предложение о введении запретительных пошлин на ввоз окрашенных кузовов (для полной ликвидации отверточной сборки) без движения лежит в аппарате правительства.
По мнению экспертов, представители автозаводов болезненно восприняли пробуксовку проекта и постараются объединить свой лоббистский ресурс, чтобы преодолеть сопротивление министерств и ведомств. Буквально через несколько минут после окончания встречи журналисты убедились в этом. “Я разговаривал с автопроизводителями, они уже получили первую реакцию металлургов, и металлурги обещают как минимум на 5% снизить цены на свою продукцию для них”, — сообщил сразу после совещания на автосалоне Игорь Сечин. “Я не хочу сказать, что этого достаточно, но это положительный тренд, положительная динамика”, — подчеркнул вице-премьер.