Московский международный автосалон ММАС-2008 преподнес немало сюрпризов, но одной из его главных интриг не могли не стать новинки и ассортимент китайского автопрома.
Хотя бы потому, что китайские «народные автомобили» становятся в России все популярней и могут в ближайшем будущем значительно потеснить отечественные автомобили. К тому же автостроители Поднебесной быстро учатся на своих ошибках и начали второй штурм российского авторынка (как, впрочем, и европейского), серьезно озаботившись качеством своей продукции. При этом они всерьез «угрожают» миру объемами своего автопроизводства.
Конечно, в их амбициозных планах есть своя, специфично китайская составляющая. Руководство страны поставило задачу обеспечить каждую семью автомобилем. Народным. Кроме того, от двух до трех миллионов машин китайцы производят для своего сельского хозяйства. Правда, внутренний спрос на авто в последние годы в стране затормозился, а острая конкуренция местных автопроизводителей, которых более ста, привела к ежегодному снижению средней цены машины на 14% — возможно, потенциальные китайские покупатели, у которых рост зарплат не столь заметен, как у россиян, решили подождать дальнейшего падения цен.
В этом свете понятно, почему китайский автопром столь активен на мировых рынках и однозначно хотел бы продвинуться на российский, крупнейший в Европе.
И минувший Московский автосалон — хорошее тому подтверждение. Надо сказать, что китайскую экспозицию на MМАС-2008 можно разделить на две неравные части: помимо шикарных стендов основных брендов, к которым привлекали внимание посетителей не только автомобильные премьеры, но и экзотические представления танцоров, присутствовали и фирмы второго эшелона, малоизвестные российскому покупателю и появившиеся на рынке лишь благодаря активности отдельных российских бизнесменов.
Однако нельзя не заметить, что у россиян отношение к продукции китайского автопрома до сих пор неоднозначное.
Сказываются и негативная репутация, сложившаяся не только от половодья дешевого и некачественного китайского ширпотреба, но и первая волна проданных китайских авто, вызвавших множество нареканий по качеству их сборки и используемых материалов, отсутствие сервиса и запчастей, а также враждебная реакция мировой автопрессы, спровоцированная неудачными европейскими краш-тестами и нежеланием игроков европейского автомобильного рынка подвинуться в пользу китайских неофитов.
Тем не менее положение и с качеством китайских авто, и с их сопровождением на российском рынке быстро меняются.
В Китай ринулись и мировые автогранды, и ведущие компании, производящие автокомпоненты, с которыми китайцы охотно и умело создали целую россыпь совместных предприятий. Практичных россиян все чаще привлекает возможность приобрести вполне современную по дизайну, с весьма богатой комплектацией китайскую бюджетную модель, не уступающую по качеству сборки и материалам по крайней мере вазовской, а порой и продукции, скажем, корейцев и некоторых европейцев.
С другой стороны, такие российские предприятия, представленные на московской выставочной автонеделе, как концерн «Цитрон», производят широкий ассортимент комплектующих и запчастей для «китайцев», и эти изделия конструктивно соответствуют оригинальным и проходят обязательное тестирование и испытания. По словам гендиректора «ГВМ Деталь» Вячеслава Ливадина, рынок автозапчастей для «китайцев» оценивается как перспективный, и сегодня в 99 случаях из ста владелец китайского авто или техцентр может получить нужные запчасти в течение одного-трех дней. Да и с сервисными станциями для китайских моделей дело становится лучше. Так, к услугам клиентов эксклюзивного дистрибьютора «Brilliance», «Great Wall», BYD в России компании «Ирито», представлявшей на ММАС-2008 эти бренды, более чем в полусотне городов работают сервисные станции.
Так что, на наш взгляд, на российских дорогах все чаще будут встречаться не только китайские коммерческие авто, тяжелые грузовики, автобусы, которые, пожалуй, уже получили признание наших транспортников, но и «народные автомобили», ведь недаром в России уже действует «Клуб любителей китайских автомобилей».
Так чем же порадовали китайские автопроизводители на Московском салоне?
&
В МИНУВШЕМ ГОДУ ИЗ ВОРОТ КИТАЙСКИХ АВТОСБОРОЧНЫХ заводов выкатилось 9 млн. авто, и сегодня КНР уже занимает по этой статье третье место в мире после США и Японии. В среднем же автопроизводство в Поднебесной растет на 35% в год, и ныне ему принадлежит 12,5% мирового «автопирога». Только в первой половине 2008-го Китай уже произвел 5,2 млн. авто, и, по прогнозам, эта цифра к концу года достигнет 10 млн. штук. Китай намерен к 2015 году стать по производству автомобилей первой державой мира. Мало кто сомневается в том, что ему это удастся. При этом было бы глупо предполагать, что вся эта товарная автомобильная масса будет низкокачественной и неконкурентоспособной на мировом рынке, а тем паче — на российском.
Brilliance М3
Российский дебютант в Москве — первое китайское бюджетное купе Brilliance М3 — собирается на конвейере, параллельном сборочной линии, с которой сходят лицензионные «бэхи». Динамичные линии кузова подчеркивают спортивный характер модели, в отделке салона использованы полированный металл и карбон, сиденья с хорошей боковой поддержкой. Оснащен турбированным 170-сильным движком объемом 1,8 л с многоточечным впрыском и электронным управлением, который соответствует требованиям «Евро-3» (как начиная с этого года и все китайские модели). Разгон до «сотки» — 9,3 с, максимальная скорость — 210 км/час.
Brilliance FRV
Вторая московская премьера от «Brilliance» — «китайский гольф» хетчбэк Brilliance FRV явно придется по вкусу многим. Модель — плод сотрудничества холдинга с дизайн-студией маэстро Дж. Джуджаро. Динамичный и стильный автомобиль С-класса с тремя двигателями на выбор мощностью 100, 139 и 170 л.с. Поставки в РФ намечены на будущий год.
Great Wall Coolbear
Премьера от «Great Wall Motor» с довольно смелым экстерьером, заимствованным у Toyota dB. Компания назвала модель Coolbear («Крутой медведь») и позиционировала ее в качестве мужского авто. У машины демонстративная практичность и высокий комфорт — сочетание, адресованное настоящим эгоистам (поэтому, наверное, второе название машины — «Egoмобиль»). Линейка двигателей CoolBear включает три силовых агрегата: бензиновые объемом 1,5 и 1,3 л и турбодизельный объемом 1,2 л. Широкая задняя дверь открывает доступ в багажник объемом 600 л, который можно назвать одним из самых больших в классе.
BYD F0
Городскую компактную модель BYD F0 А-класса фирма относит к своему премиум-классу — экономичный и шустрый, с гармоничным экстерьером, автомобиль напоминает Toyota Aygo. Литровый 50-сильный 3-цилиндровый движок с многоточечным впрыском работает на Аи-92 и разгоняет малютку до 151 км/ч. А расход топлива — 4,2 на 100 км. Ориентировочная цена в РФ — около 230 000 рублей.
Great Wall Phenom
Еще одна московская новинка «Great Wall Motor» — компактный хетчбэк В-класса Phenom, представленный как предсерийный прототип. Его небольшие размеры сочетаются с функциональностью, а динамичный характер — с малым расходом топлива. Phenom оснащается одним из двух двигателей: 1,3-литровым мощностью 87 л.с. или 1,5-литровым мощностью 99 л.с.
Lifan Breez
Бюджетный автомобиль, позиционируется как транспортное средство для активных и динамичных людей, предпочитающих иметь практичное городское авто со стильным и выразительным дизайном. Breez оснащается экономичными 16-клапанными двигателями мощностью 89 и 106 л.с., обеспечивающими уверенное динамичное передвижение по городским улицам и скоростным магистралям. В стандартной комплектации — ABS, EBD, блокиратор дверей на скорости 15–20 км/ч, кондиционер, фронтальные подушки безопасности, ГУР, электропривод стекол и зеркал заднего вида.
CHERY M11, M12
В разработке дизайна экстерьера и интерьера седана M11 и хетчбэка М12 «Chery» — одного из самых известных в России китайских брендов — участвовало дизайнерское бюро «Pininfarina», и обе модели приятно удивляют удачным и гармоничным сочетанием формы и функциональности. Седан оснащен движком объемом 1,6 л мощностью 109 л.с. Хетчбэк, как и полагается по статусу, более динамичен за счет мощности двух предлагаемых моторов — 1,8 л (132 л.с.) и 2,0 л (139 л.с.). У обеих моделей фронтальные и передние боковые подушки и шторки безопасности для всех седоков. Передние и задние деформируемые зоны и усиленные стойки снижают степень повреждения салона при ударе, а боковые защитные брусья дверей и поглощающие силу удара панели повышают безопасность при боковых ударах.
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
• Автомобильный холдинг «Brilliance Auto» входит в десятку основных китайских автозаводов. Выпускаемый им седан бизнес-класса М2, ставший не так давно автомобилем года в Китае в своем классе, называют «китайским BMW». Автомобили холдинга производятся при техническом содействии этого немецкого бренда, а также «Porsche» и «Mitsubishi», над ними работают дизайнеры «Pininfarina» и «ItalDesign (Giugiaro)».
• Компания «BYD Auto» — крупнейший и амбициозный игрок среди китайских автопроизводителей: объявленная его руководством цель — стать к 2015 году «номером один» в стране. В частности, компания объявила о том, что готовит к выпуску электромобиль и гибрид.
• Компания «Great Wall Motor» — первое в Китае негосударственное автостроительное предприятие — основана в 1976 году. Этот китайский бренд первым появился и на российском авторынке. Все его автомобили, поставляемые в РФ, проходят испытания на соответствие ряду европейских требований безопасности.
• «Lifan Industry Group» называет себя транснациональной корпорацией со штаб-квартирой в Чунцине и представительствами во многих странах мира. Приоритетное направление бизнеса — производство автомобилей, некоторые модели которых продаются в России с 2007 года. Компания разрабатывает несколько новых моделей, которые впоследствии могут появиться и на российском рынке: седан D-класса Lifan 620 и компактный автомобиль А-класса Lifan 320, концепты которых были показаны на ММАС-2008. А русской премьерой, представленной группой компаний «Автомир» — эксклюзивным дистрибьютором машин «Lifan» в РФ, — стал хетчбэк Lifan Breez.
• Первая государственная автомобильная корпорация КНР — FAW — основана в 1953 году, что и положило начало китайскому автопрому. Сегодня FAW — один из его лидеров. Начав с грузовиков, фирма наладила и производство легковых автомобилей. В 2002 году произошло слияние FAW и корпорации «Tianjin Automobile Industry Group», приведшее к созданию СП с «Toyota Motors». Московская премьера FAW — экономичный седан В-класса Vita 3 с двигателем 1,5 л (102 л.с.), построенный на той же платформе Toyota Yaris предыдущего поколения, что и хетчбэк Vita, а также седан Vela c тем же движком.
• Государственный концерн «Changan Group» со штаб-квартирой в Чунцине входит в пятерку крупнейших автопроизводителей Китая. Концерн выпускает автомобили с 1957 года, с 1984-го начато техническое и коммерческое сотрудничество с японской корпорацией «Suzuki», вылившееся в производство миникара Changan и двигателей Jiangling.
Абсолютная новинка ММАС-2008 — комфортный городской компактный хетчбэк А-класса Chana Benni, дизайн которого разработан Джастином Нореком из итальянской дизайн-студии «IDeA». Начало продаж автомобиля в России планируется в октябре этого года по цене 270 000 рублей.
Новинки китайского автопрома — в Москве (в формате pdf)