Если в театре на сцене массовке нужно изобразить шум толпы, то все находящиеся там актеры обычно произносят одну и ту же фразу: «Что говорить, когда нечего говорить».
Этот театральный прием, но с меньшим актерским мастерством время от времени использует начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, а проще говоря — главный придорожный милиционер страны Виктор Кирьянов.
Его самая свежая идея как раз из серии «что бы такого сказать, если ничего в голову не приходит». Генерал-лейтенант милиции Кирьянов предложил ввести для начинающих водителей специфическую обязанность: клеить на автомобиль соответствующий знак. Он полагает, что все остальные водители будут принимать неопытность во внимание и делать на это скидку.
Ну, во-первых, в Советском Союзе так и было: водитель со стажем управления менее двух лет обязан был наклеивать на заднее стекло знак ограничения скорости — «70». При этом ему самому запрещалось ездить быстрее. Так что идея очень старая и не оправдавшая себя. Во-вторых, неуверенные в себе и так возят на заднем стекле наклейку «Прочие опасности» в виде восклицательного знака. В-третьих, ни во времена СССР, ни сейчас самобичевание не дает скидок.
Признание в отсутствии опыта для нормальных соседей по потоку и так не требуется, а у всех прочих, наоборот, вызывает желание поглумиться, а не сжалиться. В-четвертых, даже милиционер должен знать, что правовая норма, не подкрепленная ответственностью и четким описанием прав и обязанностей, — пустая затея. Какое наказание планируется за отсутствие такого знака? Что обязаны делать остальные водители по отношению к «маркированному» новичку? Как их наказывают или поощряют за проявленную или непроявленную заботу?
На сегодня ГАИ — самая запущенная государственная структура: она неэффективна, непрофессиональна, бесполезна и в отдельных своих проявлениях опасна для общества. И если начальник департамента считает наоборот, то действительно самое время развлекаться подобными инициативами и клеить на машины разные значки: «Начинающий водитель», «Опытная домохозяйка», «Мастер вождения», «Ветеран дорог» и так далее, вплоть до синей «мигалки» и неприкасаемых номеров. Но если у ГАИ есть более важные дела и более серьезные проблемы, тогда получается, что генерал-лейтенант пересказал нам контекст театрального приема: что говорить, когда нечего говорить.