Вот бы узнать: действительно ли сбываются предсказания? Нужно ли доверять прогнозам людей, берущих на себя смелость предугадывать грядущие события? Стоило ли, скажем, прислушаться к словам явно психически нездоровой старушенции, не советовавшей мне намедни ехать куда-либо на машине?
Может, и стоило. Ибо, ослушавшись дворовую кассандру, я действительно попал в аварию, причем, наверное, самую глупую из всех прежде случавшихся. Две машины не поделили встречную полосу, а мне в бампер прилетел огромный, красный, наполненный водой пластмассовый отбойник, некстати протараненный одним из участников ДТП…
Впрочем, эта колонка совсем о другом. А приведенный выше случай всего лишь иллюстрирует старую истину, что человек полагает, а кто-то там наверху располагает. Так и вся наша жизнь: «Едешь ли в поезде, в автомобиле или гуляешь, хлебнувши винца…» Черт, опять отвлекся. Я ж совсем о других предсказаниях и прогнозах писать собирался.
Не бабки какие-то, а серьезные люди — экономисты, доктора и академики — о грядущем кризисе предупреждали. Мол, не вечно вам, граждане автолюбители, на заемные деньги шиковать, выводя отечественный авторынок в лидеры мирового роста. Когда-нибудь вся эта лафа кончится. Вместе с деньгами.
И ведь как в воду глядели. Докатилась-таки волна и до нас, принакрыла. Фондовый рынок тряхнуло здорово. Банки в полной мере почувствовали недостаток ликвидности. Страшно сказать: суверенный рейтинг России снизился с «позитивного» на «стабильный».
Ну да ничего — выплыли. Биржевики оправились и, воспрянув духом, вознесли индекс до рекордных вершин. (А государство под шумок пополнило пакеты в наиболее интересных корпорациях.) С рейтингом тоже не все плохо: госдолг мы последние годы так ударно выплачиваем, что его, считай, почти не осталось (пусть «Standard&Poor’s» изгаляется хоть до «негативного»). Да и с ликвидностью вроде бы успешно разбираются. Ее, родимой, на всех, конечно, не хватит: уж больно банков в России много (есть мнение, что даже чересчур). Но хорошие, правильные кредитные организации, безусловно, спасут. По заданию властей подпиткой страждущих собратьев занялись особо крупные и доверенные банки.
А тех, кому ликвидности не достанется, просто ликвидируют. В конце концов, мировой финансовый кризис — отличный повод провести санацию национальной банковской системы.
А что машин кредитных станет меньше, так это даже и хорошо. Может, и «пробки» рассосутся.